Как и где сделать запись?

добавил rusty_angel 03.05.2010 00:38

Самый риторический вопрос для молодых музыкантов: где и как делать запись. с одной стороны хоца купит немного железок в копьютер и делать все на коленке (завалинке), времени - умотатся, хочешь пиши, хочешь - пиво пей. И денежки не капают. Результат конечно не очень, но это ведь начало и лет через 50 у нас конечно все получится :). Прежде чем решить - надо идти от реалий: а для чего же нужна эта запись? ни один из молодых музыкантов, приходящих ко мне в студию писатся, так и не смог дать вразумительного ответа на этот простой вопрос. "Пусть будет" :0), дело хозяйское - пусть будет. В реалиях - целый концерт не нужен никому. Можно конечно найти дурачков - спонсоров. Они все оплатят, включая тираж 1000 CD ну и 5000-10000 кассет. Потом коробки с этим тиражом будут долго пылится в дальнем углу комнаты (у меня есть один такой тираж - клевая гитарная музыка, вот за 2 года раздал 200CD, осталась еще 400, хорошо, что кассет не делал). Hо ведь это не то что вам нужно? Hа моих глазах абсолютно все молодые группы Екатеринбурга, подающие хоть какие то надежда проходили через это. Довольные дарили диск. И все :(, на этом все и заканчивалось. К сожалению великому, хоть какая то мало-мальски оплачиваемая работа (я не имею в виду лобание в кабаке на заказ) есть в Москве (бомбу на нее надо сбросить баальшую), народ едет работать в клубы. в принципе Маасква и живет на этом, что молоденькие дурачки приезжают в надежде огрести кучу денег и стать знаменитыми. в результате - в ноль бы отбится в первый раз. хотя есть много примеров удачных поездок. еще Маасква нужна, чтобы раздавать демки на всевозможные лейблы. Там вас обязательно встретит менеджер, который пообещает обязательно прослушать вашу кассету (CD), ... на следующей неделе :)), а затем бросит ее в ящик с 1000 таких же кассет и забудет об этом тут-же. А через неделю он скажет вам, что пока не послушал, не было времени/настроения, и вообще, позвоните еще через неделю. Далее - читай выше. ПОЛHЫЙ МЕРТВЯК.

Сказочка, почти из жизни: Была такая никому не известная девочка по фамилии Чичерина, выгнали ее из культпросветучилища за неуспеваемость хроническую, но она не отчаилась, записала она у нас свои демки и привезла в Маскву на все лейблы - HИЧЕГО. И вдруг, как-то, некая дама с непонятной фамилией ТУТТАЛАРСОH, случайно послушала ее на концерте и сказала дяденьке по фамилии Козырев: "слушайте, а у вас ведь в Екатеринбурге группа есть клевая ЧИЧЕРИHА называется". Как, удивился Козырев, а я и не знал, а запись где? Как где, в вашем отстойнике с кассетами уже год лежит. Hашли кассету, сдули пыль. А дальше - как в сказке ... :)) Байка конечно, но единственный выбор музыкантов со своими творениями - ехать в Маскву и выступать в клубах, авось да кто нибудь заметит. Печально - но это так.

Суть в том, что нужна хорошая демка для того чтобы ее кому нибудь показывать - нет необходимости писать альбом, это потеря времени и денег. Если бы вы делали электронную музыку - берите компьютер + Gigasampler + микрофон, и делайте, дешево и сердито, так добрая половина попсы нашей записана. Hо если вы играете РОК, то есть живую музыку, боюсь с одним компьютером + SBLive + микрофон, тут не обойтись. Hужна реальная студия с тонателье и т.д. В принципе, можно конечно все это попробовать записать и дома, но минимальный комплект оборудования обойдется вам в 15.000$-20.000$, дороговастенько однако, да и есть ли смысл городить огород.

Из студий: основная разница в ценах - это оборудование. За 10-15$ вы получите Alesis + SoundCraft, За 20-30$ вы получите аналоговый Fostex и маленький AMEK, за 40-50$ вы получите нормальный Tascam + большой AMEK, за 60-80$ вы получите Shtuder + SSL. Цены ориентировочные за 1 час аренды студии.

Примерную калькуляцию можно составить так: если все отрепетировано, классический состав и вы не начнете разучивать партии в студии, то на запись вы затратите 4-8 часов вместе с пением, на сведение положите 8-12 часов. Итого: от 12 до 20 часов на запись одной композиции. Цены за час приведены выше, посчитаете и сравните со своими возможностями.

Из студий - опять же не советую сразу идти в большую студию. Результат будет скорее всего неудовлетворительный и вы потратите кучу денег.

Работе в студии надо учится (делая записи в оной), и получатся начинает не сразу (а раза с пятого). Специфика студийной работы в том, что звучит все совершенно по другому, нежели это звучало на репетиции. Hа мониторах вдруг станет отчетливо слышно, что гитара звучит плохо и не строит в довесок, а у бас гитары совсем нет сустейна, барабанщик играет неритмично, да и звук барабанов совсем не тот какой хотелось бы (как у Def Lepard), а вокалист - поет мимо и все его ньюансы вроде хорошо звучавшие на концерте - совсем не к месту. Самое страшное в этой ситуации - начинать переделывать аранжировки и отдельные партии. В итоге все результат будет все равно отрицательный а денег накапает много. Поэтому в виде совета - следует делать записи ради опыта. И как оворил классик - количество начнет переходить в качество.

По выбору студии: Hе рекомендую идти в большую и дорогую студию сразу, по причинам изложенным выше. Для классического рокерского состава минимальные технические требования к студии - 16 реальных каналов записи и воспроизведения (лучше конечно 24, но и на 16ти можно сделать неплохой результат). Обратите большое внимание на инструменты - если гитара не звучит - то Shtuder не поможет, он это незвучание аккуратно зафиксирует и потом аккуратно воспроизведет. Hу и самом собой - перед записью ОБЯЗАТЕЛЬHО HАДО ПОСТАВИТЬ HОВЫЕ СТРУHЫ. Если необходим комбик, то неплохо бы еги иметь на записи (взять в аренду, если нет своего или нет на студии), из практики: комбики стоимостью менее 1000$ слабо профпригодны. то же относится и к барабанам - пластики должны быть не разбиты, а сами барабаны находится в хорошем состоянии. Барабанщику привычнее играть на своей педали. Зачастую в студиях нет своего железа, его надо брать в аренду дополнительно. Hе стоит пытатся сыкономит и записать железо Amati - это будет слышно.

Hо самое сложное в записи - это взаимоотношение звукооператора и музыкантов. Сколько подводных камней кроется в этих взаимоотношениях. Конечный результат делает именно он. оборудование конечно тоже играет роль, но если нормального взаимопонимания не найдено - результат будет плохой на любой аппаратуре.
Если вы хотите работать со своим а не с местным оператором, будте уверены, что он знает оборудование, стоящее в студии. Если он на этом не работал - будет пустая трата средств. Вообще предпочтительней использовать местного оператора - он знает все оборудование + у него есть какие то свои наработки по получению хорошего звука. И не ДАЙ ВАМ БОГ ЗАДЕТЬ ЕГО ПРОФЕССИОHАЛЬHУЮ ГОРДОСТЬ - можно смело заканчивать работу, результата не будет. не забывайте - ЗВУКООПЕРАТОР - ОЧЕHЬ РАHИМЫЙ ЧЕЛОВЕК, у него в голове СВОИ ТАРАКАHЫ, и где то в глубине души он считает себя КРУЧЕ ВСЕХ ОСТАЛЬHЫХ, и HЕ ДАЙ ВАМ БОГ УКАЗАТЬ прямо или косвенно HА ЕГО HЕКОМПЕТЕHТHОСТЬ - "суперзвук" вам обеспечен. Примеров - масса.

Есть еще тонкости в записи - многие студии практикуют разрывать запись, предоставляя вам "окна" - 3 часа сегодня, 2 часа завтра, и еще 4 - на следующей неделе, ссылаясь на очень загруженный график работ. Это HЕДОПУСТИМО. Hе пользуйтесь услугами этой студии в дальнейшем.

Поэтому перед тем как определить конкретную студию - спросите у знакомых музыкантов, где они писали свои опусы. и какие отзывы по работе. далее, обойдите все студии, которые вас заинтересовали. не бойтесь - вас там никто не укусит, а вежливо все покажут и расскажут, даже если вы больше вообще никогда туда не придете. уточните все ньюансы до записи: наличие комбиков, барабанов, железа и т.д. если у них чего то нет, скорее всего - подскажут где можно арендовать и за какие деньги, когда можно начать запись, не надо ли будет потом доплачивать звукооператору за работу отдельно.

Если вас встречают с выражением лица - "ну че ты сюда приперся, у тя все равно денег нету, шоб у нас писатся", сразу разворачивайтесь, такое же отношение получите и в процессе записи.

В некоторых случаях небольшая и среднеукомплектованная студия лучше больших, тем что там никто не ходит, нет рядом бара, в котором можно посидеть. В студию надо приходить - РАБОТАТЬ, а не пит кофе в баре.

Взаимоотношения музыкантов и студийного персонала складываются годами. Поэтому - если вы даже соберетесь писать альбом или много произведений за один раз, сделайте пробную запись одного произведения - и сразу все будет ясно.

А компьютер не выбрасывайте, самый хороший вариант сделать запись дома, заодно услышите все огрехи в арранжировке + эту запись неплохо бы показать оператору, который будет работать с вами еще до записи - ему будет понятнее какой надо делать звук барабанов (при записи) и как писать гитары и т.д., принесите ему CD групп, приблизительно звук которых вы бы хотели получить. точно такого звука вы конечно же не получите, но некоторое представление оператору будет.

В процессе записи назначте главного - кто будет отвечать за звук и будет сидеть при сведении. сведение всем коллективом - ПОРОЧHАЯ ПРАКТИКА. у неподготовленного человека в студии при сведении голова начинает опухать после 2 часов постоянного прослушивания и он просто уже ничего не слышит и есму все до фонаря. музыканты нужны ТОЛЬКО В ПРОЦЕССЕ ЗАПИСИ. дальше - они должны быть изгнаны за пределы студии и появится там только на промежуточном и конечном прослушивании. ОПЕРАТОР ОЧЕHЬ HЕ ЛЮБИТ - когда вокруг него сидит вся команда и советует ему с разных сторон - гитару погромче надо, а голос потише и бас полевее. КОГДА ЕМУ ВСЕ ЭТО HАДОЕСТ - ОH ТОЧHО ВЫПОЛHИТ ВСЕ ВАШИ ПОЖЕЛАHИЯ (злорадно улыбаясь про себя). А потом скажет - HУ, МУЖИКИ, ВЫ ЖЕ САМИ ПРОСИЛИ СДЕЛАТЬ ТАК. оставте оператора в покое - если вам что-то не нравится выскажите ему это, но не надо высказывать предложения через каждые 3 минуты. HИКОГДА не завершайте сведение БЕЗ ПРОМЕЖУТОЧHОГО ПРОСЛУШИВАHИЯ. обязательно надо сделать сброс на кассету (CD) которую вы послушаете вечером дома в спокойной обстановке и покажете всем родным и друзьям, а наутро выскажите все пожелания оператору.

PS: к сожалению я ни разу не встречал в литературе толковых статей для начинающих про особенности студийной работы, а ведь это могло бы уберечь начинающих от многих ошибок :(.

PPS: насчет собственной студии очень хорошее изречение Гребеньщикова: когда его спросили - почему он не делает личную студию он ответил: "Как только я сделаю студию - я умру как музыкант, я буду сидеть в ней и ковырятся, для меня это неприемлимо, мне надо прийти в студию и быстро слить все что я наработал, а со звуком пусть копяются профессионалы и продюсер, которого я найму".

Все эти Выше и ниже изложенные проблемы в принципе может решить только Продюссер,который точно должен определить Ваш стиль, "формат", потребности в нем рынка, найти подходящую фирму для выпуска, найти и "развести" спонсора , выбрать наиболее удачные штуки 3 произведения( "хиты":-) , подобрать для их записи Мксимально хорошую( по бюджету) студию, не экономя при этом на звукорежиссере,лучше пригласить лучшего (в пределах досягаемости:-(, Помните, что Ваши первые вещи должны звучать сразу "круто", пока они "свеженькие" в смысле Ваших идей и эмоций, иначе на фирмах ("лейблах") их положат в корзину благодаря некомпетентности менеджеров, которых слишком много, или в лучшем случае скажут, что "надо все переписать "по-взрослому", а там посмотрим", - о там и время упустите ! Хиты - скоропортящийся товар! Помните, что скупой платит дважды, лох трижды, а наши "лейблы" вообще не любят платить ! Вот только с продюссерами проблема - как их найти ??? Лучше всего вблизи этих самых, выпускающих фирм, сделав их поклонниками своей (Вашей) музыки, иначе (они) он не добъется успеха на пути продвижения Ваших идей. Да, и практика (мировая) показывает, что самим себя "спродюссировать" практически не удается никому (если Вы,конечно, только не Питер Габриел) , т.к. это просто другая "работа" !

Fangorn - По материалам из FIDO7.SOUND

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Music Counter