Российский рок-портал Главная - Новости - Тексты песен - Рецензии - Чат - Хостинг для картинок
Добро Пожаловать, гость. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
Не получили активационное письмо?
15 ноября 2019, 08:02

Вид форума: широкий узкий
    Расширенный поиск
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
www.rock.ru  |  Музыкальные форумы  |  Другая музыка  |  Академическая музыка

Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен

декабрь 1770, Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, Эрцгерцогство Австрия

Страницы: [1] 2 3 Вниз Печать
Муж. SyD


Профиль
Рейтинг: 2113

Cообщений: 15 389
Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен 11 мая 2011, 15:57



   Заводя каждый раз топик про современную академическую музыку, я не отдавал себе отчет в том, что многие даже могут быть не знакомы с мастерами прошлых столетий. И эта моя оплошность может быть ключом к непониманию современной музыки. На этом форуме классическую музыку слушает с десяток человек, поэтому так или иначе у нас образовался «камерный оркестр», который простаивает в поиске новых тем для бесед. Я постараюсь сделать еще очередную попытку заинтересовать людей и подать в максимально простом, но привлекательном виде академическую музыку. Если на этом форуме имеется данный раздел, то его необходимо развивать. Что из этого выйдет? - не буду загадывать наперед, а начну сразу с имени, которое знает почти каждый человек. И так - Людвиг ван Бетховен.
   
   Собственно, почему Бетховен? Я пользовался несколькими критериями, один из которых, безусловно, личная симпатия (скорее даже влюбленность). Но другие критерии на фоне личного мнения выглядят намного более внушающими. А именно: Бетховен был главным реформатором академической музыки, его произведения охватили почти все жанры той эпохи. Личность Бетховена и его музыка столь яркая, что способна покорять сердца людей с молниеносной быстротой.
   
   Форум – место обсуждения, поэтому будет прекрасно, если участники будут делиться, либо своими личными эмоциями, либо какой-то фактической информацией. В свою очередь постараюсь подбирать информацию так, чтобы было интересно, нескучно и познавательно. Единственная просьба – никакого декаданса вида «ткнул за это» и прочей гонки. Вообще лучше обойтись без опросов, которые снижают уровень общения до анкетного.
Муж. SyD


Профиль
Рейтинг: 2113

Cообщений: 15 389
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #1 11 мая 2011, 17:39

Симфония № 1 (op. 21)-  в тональности До-мажор (С-dur), посвященная барону Готфриду ван Свитену.

Какими бы великолепными не были сочинения Бетховена, главным его достоянием являются симфонии. Здесь можно лицезреть становление не только Бетховена-композитора, но и симфонизма в целом. Именно все основные реформы симфонической музыки отражены в Девяти симфониях Бетховена. И начну я, конечно же, с самой Первой Симфонии (op. 21 (Bia. 203).
Пускай музыкальный язык дышит работами Гайдна и Моцарта и в целом соответствует всем классическим образцам того периода, уже в самом начале вступления слышится диссонансный аккорд и развитие, которое было далеко от главной тональности. До Бетховена принято было начинать произведение сразу в главной тональности. 

Из истории:

    2 апреля 1800 года Первая симфония была исполнена в открытом концерте. В тот вечер Бетховен впервые выступил в придворном театре с собственным концертом – академией. Он сам составлял программу этой знаменательной академии, а весь сбор с концерта поступал в его пользу.
     Лейпцигская «Всеобщая музыкальная газета», в те времена один из самых влиятельных органов печати, писала по этому поводу:  «Наконец-то и господин Бетховен получил в свое распоряжение театр. Его академия действительно оказалась одной из самых интересных за последнее время. Он сыграл новый концерт собственного сочинения (Второй фортепианный концерт – Б.К.), изобилующий красотами, особенно в первых двух частях. Затем был дан его септет, написанный с большим вкусом и изобретательностью. Потом он блестяще импровизировал. И, наконец, была исполнена его симфония, отмеченная высоким искусством, новизной и богатством идей».
     Бетховен-симфонист сразу же получил признание. Недаром он так долго готовился к этому значительному событию и выступил со своей Первой симфонией лишь в тридцатилетнем возрасте.
    Но нередко раздавались и другие голоса. В них звучали оценки, отнюдь не столь лестные.
    «Неоспоримо, – брюзгливо писал один из рецензентов той же лейпцигской газеты, – что господин ван Бетховен идет своим путем, но что это за тягостный, путаный путь! Учено, учено, без конца учено!  И ни малейшей доли естественности, и ни малейшего намека на пение!»
    Впрочем, брюзжание критиков ничуть не трогало Бетховена. Избранный путь был ему ясен, и он, не обращая внимания на своих хулителей, размашисто и уверенно шел вперед. Лишь изредка, на ходу, он, не оборачиваясь, ронял пренебрежительные фразы вроде этой:
    «Что же касается лейпцигских рецензентов, то пусть себе болтают. Своей болтовней им, безусловно, не сделать ни одного человека бессмертным, равно как не отнять бессмертия у того, кому оно предназначено Аполлоном».

Новаторство:
-Оркестр Гайдна и Моцарта состоял из небольшой струнной группы плюс 4- 6 деревянных инструментов и 2 - 4 медных. Струнная группа объективно главенствовала. Деревянным отводилась в лучшем случае побочная тема, а роль медных ограничивалась  динамическим подчеркиванием кульминационных моментов.
-В Первой симфонии Бетховен довел численность деревянных духовых до октета: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета и 2 фагота. Это дало самостоятельность духовой оркестровой группе.
Контрабасы получили равноправие среди струнных. До этого они писались на одной строчке с виолончелями. Тем самым контрабасы выделились как самостоятельная группа, а не как придаток.
-Классическая Третья часть симфонии того времени - Менуэт (размеренный танец 18 века). Но менуэт Бетховена обладает необыкновенной живостью и могучим порывом, что явилось предпосылкой Скерцо (живая подвижная инструментальная пьеса). Именно во Второй симфонии Скерцо заменит традиционный Менуэт.

Записи:

Beethoven: Symphony No 1 in C major, op 21 (Wilhem Furtwangler, Vienna PO, 1952)
Скачать: Рутрекер (Фуртвенглер)

Beethoven: Symphony No 1 in C major, op 21 (Claudio Abbado, Wiener Philharmoniker, 1985-1988) [Из полного собрания Симфоний]
Скачать: Рутрекер (Аббадо)

См. и другие исполнения.
Муж. echo


Профиль
Рейтинг: 76

Cообщений: 329
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #2 11 мая 2011, 20:01

SyD,
Спасибо! Очень интересно, как всегда, (в своё время топик о минимализме стал для меня открытием). В данной области я полный ноль :oops: , так-что надеюсь продолжение будет. 
Муж. SyD


Профиль
Рейтинг: 2113

Cообщений: 15 389
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #3 11 мая 2011, 20:45

echo, К сожалению, я порой совершаю вещи о которых жалею. Но топик минимализма я восстановлю, хоть и потерял все исходники на компьютере.
Муж. echo


Профиль
Рейтинг: 76

Cообщений: 329
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #4 11 мая 2011, 21:05

SyD,
Цитата (SyD 11 мая 2011, 20:45)
К сожалению, я порой совершаю вещи о которых жалею.
Это нормально, значит ещё живой...
А твои статьи я давал почитать людям у которых и компьютера нет.
Муж. Johnnie Walker


Профиль
Рейтинг: 1518

Cообщений: 18 056
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #5 12 мая 2011, 21:04

Один из моих любимых композиторов. Именно тот человек, который проложил путь к романтизму в музыке, полностью пересмотрел фортепьяно, как инструмент, да и композицию в целом, как мне кажется. На данный момент любимые его произведения - Героическая симфония и концерт для фо-но номер 5.
Муж. joember


Профиль
Рейтинг: 1349

Cообщений: 17 969
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #6 12 мая 2011, 21:29

Для меня Бетховен - это композитор исполнителей. Его можно сыграть так, что он будет гениален - а можно так, что будет тривиален.
В симфониях непревзойдён Фуртвенглер (хотя Пасторальную больше люблю с Караяном).
Исполнения ф/п сонат и концертов нравятся у Рихтера, Гилельса, Шнабеля, Поллини...
Муж. Johnnie Walker


Профиль
Рейтинг: 1518

Cообщений: 18 056
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #7 12 мая 2011, 22:10

Фортепьянные концерты мне нравятся в исполнении Гримо и Березовского, а сонаты у Яндо (или Жандо).
Муж. SyD


Профиль
Рейтинг: 2113

Cообщений: 15 389
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #8 17 мая 2011, 13:00

Симфония № 3 Ми-бемоль мажор (op. 55) («Героическая»)

О новаторстве Бетховена можно сказать многое. Становление классического симфонического оркестра происходит именно благодаря Бетховену. А именно - 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные и в добавок к этому два кларнета. Стоит заметить, что в Третьей симфонии Бетховен задействовал 3 валторны, а именно из-за Скерцо и темы Трио, где тема поручена трем солирующим инструментам. Но главная заслуга Бетховена заключается в том, что он своими партитурами внес идею о том, что тембровый организм оркестра обязан мгновенно реагировать на самые минимальные изменения в развитии музыкальной ткани и подчеркивать эти изменения, чтобы сделать их особо рельефными и легко доступными уху слушателя. Эта основная идея будет принята за аксиому в симфонизме. И возвращаясь к Героической симфонии, стоит отметить, что в ней была изменена роль инструментов. В классическом симфонизме до Бетховена главная тема поручалась струнным, а именно Первым и Вторым скрипкам. Но что мы видим в Первой части Третьей симфонии? Тема главной партии прошла почти у всех инструментов, кроме литавр (ударные инструменты пока что были теневой лошадкой) и скрипок! Подобная революция в инструментарии очень сильно повлияла на дальнейшее развитие жанра. Впервые развернутая тема у скрипок звучит только в репризе. Бетховен ни раз будет притеснять скрипки, даря свободу другим инструментам в своих последующих симфониях. Так в Пятой симфонии, в Финале тембровое лицо поручено духовым инструментам. В Скерцо же, скрипки дублируются деревянными до тех пор пока последние не перехватывают тематический оборот. В Седьмой симфонии Allegretto тема струнных звучит без скрипок, а в Девятой начало финала tutti звучит и вовсе без струнных.

Из истории:

…вдохновленный когда-то Бонапартом и революцией на написание своей Третьей симфонии, Бетховен  тихо и с глубоким презрением произнес: «Значит, и этот – всего лишь заурядный человек. Отныне и он будет топтать человеческие права, тешить свое тщеславие. Он станет возвеличивать себя и превратится в тирана!»
    Бетховен не спеша подошел к письменному столу, взял титульный лист партитуры, на котором крупными буквами было начертано БУОНАПАРТЕ, а в самом внизу бежала строчка – Луиджи ван Бетховен, изорвал в мелкие клочки и швырнул на пол. Потом, не присаживаясь к столу, стоя, написал на чистом листе нотной бумаги: «Sinfonia Eroica».
Третья симфония получила свое новое имя. Она стала называться – Героическая симфония.
    Бетховен оказался прозорливее многих своих современников. Они еще видели в Наполеоне освободителя Европы. Он уже разглядел в нем будущего поработителя ее.
    Героическая симфония в публичном концерте была впервые исполнена 7 апреля 1805 года. И успеха не имела. Большинству слушателей были и непривычны и непонятны ее революционность, глубина и широта содержания, взрывчатая контрастность образов, неслыханная смелость выразительных средств, колоссальные масштабы. Достаточно сказать, что одна лишь первая часть Героической по своему размеру приближается к целой симфонии Гайдна.
    Люди, заполнившие в тот вечер театр, слушая эту симфонию, недоумевали, томились, а то и просто скучали. В разгар исполнения какой-то малый заорал на весь зал с галерки:
    – Я с охотой отдал бы крейцер, только бы все это кончилось!
    К счастью, Бетховен, дирижировавший своим творением, ничего не расслышал.
    Но неуспех симфонии был ему ясен. И вызвал на этот раз его досаду и неудовольствие. По окончании концерта угрюмый и мрачный стоял он на сцене, посреди оркестра и хмуро глядел в зрительный зал. Сгрудившись подле рампы, группа людей аплодировала и махала платками. Но Бетховен не поклонился, не кивнул головой, не улыбнулся. Он быстрым шагом ушел за кулисы.
    Лишь немногие из современников оценили по достоинству Героическую симфонию. Но и они считали ее музыкой будущего.
    Сам же Бетховен, несмотря на неуспех, остался непоколебим. Вплоть до создания Девятой симфонии он упорно утверждал, что Героическая – лучшая из всех его симфоний.

Новаторство:
Главное новаторство Третьей симфонии заключается в изменении тематической роли инструментария, а именно - отход скрипок на второй план.
Муж. SyD


Профиль
Рейтинг: 2113

Cообщений: 15 389
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #9 25 мая 2011, 23:09

Раз уж зашла речь о симфониях, то стоит немножечко повернуть время вспять и вернуться к истокам симфонического оркестра.

Основные этапы становления симфонического оркестра:

- Период Ренессанса (1420 - 1600)
- Эпоха Барокко (1600 - 1750)
- Период Классицизма (1750 - 1820)
- Период Романтизма (1820 - 1900)

Композитор из Венеции Дж. Габриэли первым стал выписывать партии специально для инструментов и обозначать их в партитуре.

Зарождение Basso continue (генерал-бас, цифрованных бас)  - басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами (обозначающими созвучия), на основе которых исполнитель строит аккомпанемент.

Г. Шютц, ученик Дж. Габриэли, использовал орган для basso continue

До конца 18 в. оркестр не имел постоянного состава.

Родоначальник европейского оперного оркестра - К. Монтеверди впервые ввел приемы pizzicato и tremolo.

В 17 в. образовываются камерные оркестры (12-20 чел.)

К концу 17 в. - основа оркестра струнный ансамбль (заслуга Ж. Б. Люлли)

Самый известный оркестр в середине 18 века - мангеймский оркестр курфюрста К. Теодора. Капельмейстер оркестра К. Груа привлек в Мангейм композиторов и музыкантов из разных частей Европы. Самыми известными композиторами школы были: Я. Стамиц, Ф.К. Рихтер, К. Стамиц, Ф.И. Бек, И.К. Каннабих

Численность оркестра к 1723 г. достигала уже 55 человек.

Главное нововведение мангеймской школы был оркестр-крещендо, который смог осуществить плавный переход от динамического оттенка пьяно к форте. До этого переход был слишком резким.

Ко второй половине 18 в. сформировался классический оркестр (малый симфонический). Заслуги - К. Ф.Э. Баха, Ф.Й. Гайдна, В.А. Моцарта. Родоначальником принято считать Ф.Й. Гайдна

В состав такого оркестра входило: 8-10 Первых скрипок, 4-6 Вторых скрипок, 2-4 альта, 3-4 виолончели, 2 контрабаса, 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны (2 трубы + литавры).

В 19 в. созданы первые концертные симфонические оркестры:
Лондонский (1813), Венский (1842), Нью-Йоркский (1842), Будапештский (1853)

В середине 19 века появились первые дирижеры (до этого роль дирижеров выполняли в основном композиторы)

Апогей оркестра пришелся на времена Р. Вагнера (Четверной состав оркестра)

К середине 20 в. идет упрощение оркестра (возврат к парному). Но возрастает группа ударных (свыше 70ти инструментов)

До 20го века духовыми оркестрами были в основном военные оркестры. Вклад в развитие духового оркестра внес Дж. Ф. Суза (Зигфрид Окс)
Муж. echo


Профиль
Рейтинг: 76

Cообщений: 329
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #10 27 мая 2011, 19:23

SyD,
Спасибо, как всегда интересно. А дальше про Бетховена будет?  :oops:
Муж. joember


Профиль
Рейтинг: 1349

Cообщений: 17 969
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #11 27 мая 2011, 20:00

Цитата (SyD 17 мая 2011, 13:00)
Вплоть до создания Девятой симфонии он упорно утверждал, что Героическая – лучшая из всех его симфоний

А ведь старик был прав, пожалуй...
Муж. Johnnie Walker


Профиль
Рейтинг: 1518

Cообщений: 18 056
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #12 27 мая 2011, 21:56

Цитата (joember 27 мая 2011, 20:00)
Цитата (SyD 17 мая 2011, 13:00)
Вплоть до создания Девятой симфонии он упорно утверждал, что Героическая – лучшая из всех его симфоний

А ведь старик был прав, пожалуй...

Согласен. Впрочем, она мне и больше 9-й нравится.
Муж. Iceworth

Диванный музыковед

Профиль
Рейтинг: 2291

Cообщений: 18 532
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #13 27 мая 2011, 22:04

Цитата (Johnnie Walker 27 мая 2011, 21:56)
Впрочем, она мне и больше 9-й нравится.
Мне, как это ни банально, ближе всё же Девятая. Мне вообще у классиков чаще зрелые вещи нравятся. В противоположность року, где творческий пик на старости лет - крайне редкое явление.
Муж. Johnnie Walker


Профиль
Рейтинг: 1518

Cообщений: 18 056
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #14 27 мая 2011, 22:08

Iceworth, 9-ю я не так много слушал, все может измениться.
Муж. SyD


Профиль
Рейтинг: 2113

Cообщений: 15 389
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #15 29 мая 2011, 22:23

echo, обязательно. Пока поведу только две темы про Малера и Бетховена. Как дальше дело будет обстоять - посмотрим. В целом попытаюсь за месяц набрать достаточно плотный материал, потому что потом я скорее всего пропаду на неопределенный срок (возможно, что и очень надолго).
Муж. Gordo


Профиль
Рейтинг: 133

Cообщений: 1 205
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #16 29 мая 2011, 22:43

"Основные этапы становления симфонического оркестра:

- Период Ренессанса (1420 - 1600)
- Эпоха Барокко (1600 - 1750)
- Период Классицизма (1750 - 1820)
- Период Романтизма (1820 - 1900) "
однако как они точно уложились-- эти "этапы становления".... Excellently
удобно для учебников и студентов. :)
ведь действительно в 1905 г уже другая романтика присутствовала .... :)
« Последняя правка: 29 мая 2011, 22:47 от Gordo »
Муж. Gordo


Профиль
Рейтинг: 133

Cообщений: 1 205
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #17 29 мая 2011, 22:49

Цитата (joember 27 мая 2011, 20:00)
Цитата (SyD 17 мая 2011, 13:00)
Вплоть до создания Девятой симфонии он упорно утверждал, что Героическая – лучшая из всех его симфоний

А ведь старик был прав, пожалуй...
старик може и прав , но по мне лучшая -четвертая .
Муж. SyD


Профиль
Рейтинг: 2113

Cообщений: 15 389
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #18 29 мая 2011, 22:51

Цитата (Gordo 29 мая 2011, 22:43)
ведь действительно в 1905 г уже другая романтика присутствовала ....
Эпоха модернизма наложила тень на инструментовку и симфонизм. Но раз уж в соседнем топике зашла речь о Малере, то тут приведу его цитату (простите, уж по памяти): "Может Шёнберг и прав, он - моложе".
Муж. Gordo


Профиль
Рейтинг: 133

Cообщений: 1 205
Re: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен #19 29 мая 2011, 22:55

Может Шенберг и прав  It is surprised,может эпоха и наложила ... It is surprised
но причем тут Малер? :)
Страницы: [1] 2 3 Вверх Печать 
www.rock.ru  |  Музыкальные форумы  |  Другая музыка  |  Академическая музыка | Тема: Ludwig van Beethoven - Людвиг ван Бетховен
Эту тему сейчас просмaтривают 0 участников и 1 Гость
Перейти в раздел:  

www.rock.ru | Powered by SMF 1.0.8.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Rambler's Top100 Rambler's Top100 MusicCounter