Российский рок-портал Главная - Новости - Тексты песен - Рецензии - Чат - Хостинг для картинок
Добро Пожаловать, гость. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
Не получили активационное письмо?
15 ноября 2019, 07:33

Вид форума: широкий узкий
    Расширенный поиск
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
www.rock.ru  |  Музыкальные форумы  |  Другая музыка  |  Академическая музыка

Gustav Mahler -Густав Малер

7 июля 1860, Калиште, Чехия — 18 мая 1911, Вена

Страницы: [1] Вниз Печать
Муж. SyD


Профиль
Рейтинг: 2113

Cообщений: 15 389
Gustav Mahler -Густав Малер 25 мая 2011, 23:41



Раз уж речь зашла о симфониях, то предлагаю совершить скачок прямиком от Бетховена в будущее, прямиком к Густаву Малеру, чьи симфонии по истине можно считать вершинами великолепия формы и гармонии. Здесь стоит предоставить слово вступления Дмитрию Шостаковичу:

   Радостно жить в такое время, когда музыка великого Густава Малера завоевывает себе повсеместное признание. Сила его гения покоряет всех, кому дорого музыкальное искусство. Еще сравнительно недавно можно было слышать суждения, что Малер был выдающимся дирижером, но что как композитор, он не имеет ценности. Как глубоко несправедливы такого рода суждения!
   Что пленяет прежде всего в его музыке? Прежде всего - глубокая человечность. Малер понимал высокое этическое значение музыки. Он проникал в самые сокровенные тайники человеческого сознания, его волновали самые высокие мировые идеалы. Гуманизм, неукротимые темперамент, горячая любовь к людям в соединении с изумительной композиторской одаренностью помогли Малеру создать его симфонии. "Песни странствующего подмастерья", "Песни об умерших детях", грандиозную "Песнь о земле". Советские музыканты, советские любители музыки горячо любят творчество Малера. Оно близко нам своим гуманизмом, своей народностью. Много можно говорить о Малере - великом мастере оркестра, на партитурах которого будут учиться многие и многие поколения...
Муж. finmetal

Выпечка

Профиль
Рейтинг: 330

Cообщений: 1 517
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #1 26 мая 2011, 00:08

За ним в Финляндию надо...
Муж. Red!

Академик попсы

Профиль
Рейтинг: 1324

Cообщений: 5 799
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #2 26 мая 2011, 00:12

Из числа самых любимых композиторов.
« Последняя правка: 26 мая 2011, 20:52 от Red! »
Michalitch

То демон ты, то ангел, И мечется душа твоя.

Профиль
Рейтинг: 2338

Cообщений: 7 970
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #3 26 мая 2011, 00:51

Цитата (finmetal 26 мая 2011, 00:08)
За ним в Финляндию надо...
Очень загадочная фраза. Может ты как Станислав89 собираешься троллить весь академический раздел Сибелиусом, доказывая, что у Бетховена И Малера (далее - у всех) - посредственные симфонии по сравнению с ним, и они не фига скерцо не прописывали?
Муж. SyD


Профиль
Рейтинг: 2113

Cообщений: 15 389
Re: Gustav Mahler - Густав Малер #4 26 мая 2011, 12:26

Первая Симфония D-dur ("Титан")

Симфония D-dur была задумана еще в Касселе и закончена в 1888 году в Лейпциге. С удивительной гармоничностью это произведение отразило круг идей, сложившихся у Малера под влиянием Жан-Поля и романтиков. Поводом, эмоциональным толчком к ее созданию по-служил, по словам композитора, любовный эпизод; основное в ней — конфликт героя-романтика с житейской пошлостью, лицемерием. Симфония появилась под заголовком «Титан». В 1889 году она впервые прозвучала под этим названием в Будапеште и отчасти ему обязана жестоким провалом у большей части публики, градом насмешек и нареканий критики. Позже композитор снял этот намек на программность и даже открестился от нее: «...друзья побудили меня, чтобы облегчить понимание D-мажорной симфонии, снабдить ее своего рода программой. Таким образом, я уже задним числом выдумал это название и объяснения» [1] Действительно, заголовок вводит в заблуждение: в симфонии нет и следа сюжетной близости с романом Жан-Поля, «герой» симфонии Малера лишен черт титанизма. Но то, что внутренняя программа Первой была навеяна пантеизмом «Титана» — идиллическим, возвышенным слиянием с природой— не вызывает сомнения. По поводу Первой Малер сказал однажды, что он хотел нарисовать в ней «полного сил героического человека, его жизнь и страдания, борьбу, сопротивление судьбе»[2].
Развитие этой личности, своего «второго я», композитор дает через природу. Малеровский юноша-«герой» — это частица всеобъемлющей, пробуждающейся' природы; он начинает свой путь, свою борьбу, отделившись от нее и устремившись к людям. Разрешение конфликта с действительностью, утверждение своего «я»; он находит лишь в возвращении к Матери-природе.
Вступление к первой части симфонии с необыкновенным размахом и величием рисует утреннее пробуждение природы, возникающие из тишины, из предрассветного оцепенения звуки: голоса птиц, фанфары охотничьего рога, кличи, которые сливаются в неясный нарастающий гул — и, наконец, все разрешается появлением Человека. Выдержанные на большом протяжении флажолеты струпной группы на доминантовом органном пункте — мерцающий, звенящий фон, на котором возникают пятна-звуки,— были поистине гениальной находкой для создания образа природы. Героическая идиллия Вагнера— Брукнера нашла здесь дальнейшее свое развитие. Вся первая часть симфонии построена на теме (из песенного цикла), соединяющей пасторальность и наивность народной песни, и отличается шубертовской радостью движения, почти ненарушаемым душевным покоем. Скерцо — буйно жизнерадостное, необузданное, брызжущее грубоватой силой; его оттеняет грациозный венский лендлер в трио. Здесь еще нет образа лицемерного, развращенного общества. Образ народа встает в этой музыке, а народное в восприятии Малера так же естественно и цельно, как и природа. Лишь в следующей части — «Траурном марше в манере Калло [3]»— конфликт с действительностью, наконец, завязывается. Тема «человек и общество» впервые звучит в творчестве Малера, и 'Преломляется она как «человеческая комедия». Замысел этой части зародился под впечатлением лубочной детской картинки: звери хоронят охотника. Мысль выразить в музыке стихию лжи и лицемерия, недостойный и низкий маскарад жизни — эта смелая мысль, к воплощению которой до сих пор приближался лишь Берлиоз, — побудила Малера обратиться к приему пародирования. Студенческий канон «Братец Мартин», проведенный в миноре и тем самым как бы притворно омраченный, и рядом с ним «знойный» танцевальный напев с утрированным цыганским надрывом дали композитору сопоставление лицемерной скорби и циничного, откровенного глумливого веселья, сопоставление маски и подлинного лица действительности. Но тут же рядом, в средней части, возникает идиллия, звучащая как просветленное воспоминание о прошлом, о романтических странствиях среди природы (Малер использовал здесь коду последней песни из «Странствующего подмастерья»).
Финал, вспыхивающий как разряд молнии среди гнетущей духоты, — драматический центр симфонии. В его смятении и патетике, в его волевых маршевых ритмах с необычайной экспрессией звучит тема страдания, «борьбы, сопротивления судьбе». Разрешением этой, полной страстного напряжения, борьбы является величественное звучание темы природы. В возвращении к природе, в слиянии с ней черпает человек душевную гармонию, находит смысл своего бытия. Такова идейная концепция этой симфонии, с редкой силой и цельностью воплощенная в замечательной музыке.

[1] Письмо Максу Маршальку

[2] Natalie Bauer-Lechner. Erinnerungen an Gustav Mahler, S. 148.

[3] Гравюры Жака Калло отличались обостренной характерностью, гротескностью.

Муж. SyD


Профиль
Рейтинг: 2113

Cообщений: 15 389
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #5 26 мая 2011, 12:44

Письмо Фридриху Лёру (другу археологу)

[Лейпциг, март 1888]

Мой милый Фриц!
Да, это так! Мое сочинение готово! [1] Теперь мне хочется, чтобы ты стоял у моего пианино и я мог тебе все сыграть.
Быть может, ты будешь единственным, кто не узнает из моего произведения ничего нового обо мне. Все прочие, конечно, немало подивятся! Все это вырвалось из меня неудержимо, как горный поток! Нынешним летом ты должен все услышать. Как будто в одно мгновение во мне открылись все шлюзы! Как это произошло, я, пожалуй, как-нибудь расскажу тебе.
Вместе с этим письмом я с благодарностью посылаю тебе обратно твое произведение [2].
Мне так хотелось бы сказать тебе несколько слов по поводу твоего новорожденного. И мне так странно видеть тебя отцом!
Сегодня не могу! Весна не дает мне сидеть дома! Я должен выйти, чтобы снова полной грудью вдыхать воздух. Шесть недель я видел перед собой только письменный стол.
Прими мой привет и напиши скорее, как дела у тебя и твоей жены. Привет всем твоим!

Твой Густав

[1] Речь идет о Первой симфонии D-dur, законченной в марте 1888 г. Начало ее сочинения падает на 1884 г. — время работы Малера в Касселе.
[2] Ф. Лёр в своих комментариях к этому письму не может точно сообщить, о каких его произведениях идет речь: стихах, статьях или переводах.


Рихард Штраус о Малере

Художественное творчество Малера принадлежит, по моему мнению, к самым значительным и интересным явлениям в искусстве сегодняшнего дня. Мне было дано одним из первых выступить перед публикой с его симфоническими творениями, и я считаю своим прекрасным долгом также и впредь словом и делом помогать им получить всеобщее признание, которого они заслуживают в самой высокой мере. Особенно пластична его инструментовка, в этом смысле абсолютно образцовая.

Из Дневника

О Малере, который был капельмейстером в Лейпциге и там обработал неоконченные эскизы «3 Пинто» Вебера, я услышал от друга моей юности и будущего моего биографа Макса Штейницера: он часто возвращался к нему в мечтах. Я исполнил (по-моему, перовым) в 1894 году в Веймаре его Первую симфонию D-dur, первую часть которой я ценю особенно высоко, а начальные части II, с-минорной (финал тогда еще не был готов), — в 1895 году в Берлине, где я После Бюлова (что было несколько рановато!) целый год дирижировал филармоническими концертами; затем Герман Вольф передал их знаменитому Никишу (я тогда еще не «тянул»). Отто Лесоман с негодованием писал о Второй Малера: «Алтарь, освященный Бюловом, испакощен ныне пигмеями». Но я не дал сбить себя с толку: малеровские симфонии с их причудливой инструментовкой интересовали меня больше всего в современной музыке, они, во всяком случае, не так скучны, как брукнеровские обедни.
III симфонию я, как президент Всеобщего музыкального союза, включил в программу Базельского, а VI — с ударом молота — Эльберфельдского музыкального фестиваля. Самою милой, IV симфонией G-dur в концерте новинок, данном берлинским Тонкюнстлер-оркестром, дирижировал сам Малер, тогда еще повсюду встречаемый враждебно и очень довольный моим приглашением. Мы были добрыми друзьями, наши беседы всегда ободряли обоих: он постоянно восхищался моей тонкой, прозрачной полифонией, ради которой важнейшие голоса —при точнейшем обозначении динамики —поручались отдельным инструментам; я, со своей стороны, как соперник, отдавал должное его несколько массивному, работающему на Множестве удвоений (что напоминает партитуры «Тристана» и «Мейстерзингеров») оркестру с жирно подчеркнутым верхним голосом — в противоположность часто слишком слабо подчеркнутой мелодии у меня.
Малер заплатил мне долг благодарности исполнением разученной тщательнейшим образом «Доместики» в Вене и превосходным «Потухшим огнем». Когда он уже устал от директорства в Вене (после десяти лет фанатического напряжения ради того, чтобы поднять изрядно разболтавшуюся оперу), решающим толчком, побудившим его подать прошение об отставке, послужило, очевидно, то обстоятельство, что он из-за цензурных трудностей и католического двора не смог поставить «Саломею». Он был отличным дирижером, только очень склонным анализировать и анатомировать, а в фразировке — очень своевольно дробить большие легато, — что всегда вызывало вражду у собратьев по цеху и заслоняло его великие заслуги и великую серьезность, с которой он занимался фанатически чтимым им искусством.

Муж. Gordo


Профиль
Рейтинг: 133

Cообщений: 1 205
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #6 26 мая 2011, 12:57

"Советские музыканты, советские любители музыки горячо любят творчество Малера." :D
да ,без такого "горячего" вступления Д.Д. Ш. врятли Барсовой удалось бы издать книги о симфониях Малера ; кстати  очень увлекательное чтиво ;особенно "письма" интересно читать -
погружаешься в то время , в эпоху ...
Муж. joember


Профиль
Рейтинг: 1349

Cообщений: 17 969
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #7 27 мая 2011, 20:03

Абажаю шестую, "трагическую" симфонию. Не понимаю, почему людЯм она нравится меньше, чем пятая и седьмая.
Впрочем, понимаю - хочется оптимистического финала... So-so
Муж. finmetal

Выпечка

Профиль
Рейтинг: 330

Cообщений: 1 517
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #8 28 мая 2011, 02:27

Цитата (Michalitch 26 мая 2011, 00:51)
Очень загадочная фраза.
Она касается проблем консультирования в сфере продажи музыкальных и сопутствующих товаров.
Муж. Gordo


Профиль
Рейтинг: 133

Cообщений: 1 205
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #9 29 мая 2011, 22:39

Цитата (joember 27 мая 2011, 20:03)
Абажаю шестую, "трагическую" симфонию. Не понимаю, почему людЯм она нравится меньше, чем пятая и седьмая.
Впрочем, понимаю - хочется оптимистического финала... So-so
мне девятая нравится больше всех.
Муж. joember


Профиль
Рейтинг: 1349

Cообщений: 17 969
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #10 30 мая 2011, 08:16

Цитата (Gordo 29 мая 2011, 22:39)
мне девятая нравится больше всех

Если говорить о всех, то да.
Муж. Johnnie Walker


Профиль
Рейтинг: 1518

Cообщений: 18 056
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #11 30 мая 2011, 16:23

Единственный на данный момент композитор, чьи симфонические работы я ставлю выше работ Вагнера.
Муж. joember


Профиль
Рейтинг: 1349

Cообщений: 17 969
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #12 31 мая 2011, 16:41

Цитата (Johnnie Walker 30 мая 2011, 16:23)
чьи симфонические работы я ставлю выше работ Вагнера

Ну, Вагнер положим симфоний не писал. Самый "вагнеровский" из великих симфонистов - Брукнер.
А сравнивать симфонии с операми не очень корректно, на мой взгляд. Таки разные жанры, и разные художественные задачи у них.
Муж. Gordo


Профиль
Рейтинг: 133

Cообщений: 1 205
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #13 10 июня 2011, 22:03

Цитата (joember 31 мая 2011, 16:41)
Цитата (Johnnie Walker 30 мая 2011, 16:23)
чьи симфонические работы я ставлю выше работ Вагнера

Ну, Вагнер положим симфоний не писал. Самый "вагнеровский" из великих симфонистов - Брукнер.
А сравнивать симфонии с операми не очень корректно, на мой взгляд. Таки разные жанры, и разные художественные задачи у них.
понятное дело-- ученик как никак . So-so
4 и 8  симфонии Брукнера -великолепны !
8 слушал с Булезом за пультом - это известная запись ,ее часто крутят на MEZZO.
Муж. Dillinger

Glauco è morto

Профиль
Рейтинг: 21

Cообщений: 203
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #14 14 июля 2011, 11:22

Брукнера, кстати, так и не осилил. Не мое.
Муж. HelterSkelter

The Seer Returns

Профиль
Рейтинг: 384

Cообщений: 1 965
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #15 4 апреля 2013, 12:10

У Малера выделю 1-ю, 3-ю, 6-ю, 8-ю и 9-ю симфонии. Если выбирать из них, то пожалуй 9-я.
Муж. joember


Профиль
Рейтинг: 1349

Cообщений: 17 969
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #16 4 апреля 2013, 12:50

HelterSkelter, а семерка?
У меня в числе трех любимых.
Муж. HelterSkelter

The Seer Returns

Профиль
Рейтинг: 384

Cообщений: 1 965
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #17 4 апреля 2013, 13:28

joember, семерка сразу за 5-ю вышеназванными идет  :).
Муж. Gordo


Профиль
Рейтинг: 133

Cообщений: 1 205
Re: Gustav Mahler -Густав Малер #18 4 апреля 2013, 20:47

2 -3- 5- 9 ая.
9 ая любимая .
8 ую слушал  пару лет назад на Пасхальном фестивале в консе (тогда Гергиев исполнил 5 симфоний Малера ) - впечатляет масштабом ! 1000 не 1000 ,но народу на сцене было много ... :)
« Последняя правка: 4 апреля 2013, 20:49 от Gordo »
Страницы: [1] Вверх Печать 
www.rock.ru  |  Музыкальные форумы  |  Другая музыка  |  Академическая музыка | Тема: Gustav Mahler -Густав Малер
Эту тему сейчас просмaтривают 0 участников и 1 Гость
Перейти в раздел:  

www.rock.ru | Powered by SMF 1.0.8.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Rambler's Top100 Rambler's Top100 MusicCounter