Российский рок-портал Главная - Новости - Тексты песен - Рецензии - Чат - Хостинг для картинок
Добро Пожаловать, гость. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
Не получили активационное письмо?
18 августа 2018, 03:47

Вид форума: широкий узкий
    Расширенный поиск
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
www.rock.ru  |  Музыкальные форумы  |  Классический рок и его последователи  |  Рецензии

Soft Machine "Third", 1970

Страницы: [1] Вниз Печать
Муж. Lightrider


Профиль
Рейтинг: 1139

Cообщений: 5 319
Soft Machine "Third", 1970 7 марта 2013, 21:09



В 1967-м году The Soft Machine почитались за одну из главных групп лондонского психоделического андеграунда. Музыканты, игравшие небывалый коктейль из ритм-н-блюза, битловщины, джаза и много чего ещё, приправленный дадаистическим чувством юмора и имиджем «молодых повес», очень удачно вписались в антураж Свингующего Лондона, пусть и со своим, никому более не присущим колоритом. Чуть позже подобную музыку скорые на свежие штампы журналисты стали называть «кентербери», приводя этим в недоумение даже самих исполнителей. Но, как часто бывает, самое странное прозвище быстро приживается, и уже повсюду становится известно о «Кентерберийской сцене прогрессивного рока». Если исходить из этого устоявшегося понятия, Soft Machine 67-го собрали большую часть будущих светил «жанра» и его ответвлений, которые постепенно покидали это своеобразное гнездо и, оперившись, переходили к более знаковым для них сольным работам (как Роберт Уайетт или Кевин Эйерс), или новым коллективам (как Дэвид Аллен, основавший Gong). К третьему альбому стилистические метаморфозы в Soft Machine привели к существенно большей доле джаз-рокового элемента, и немудрено – из старой компании независимых юных авторов лишь один Уайетт был душой всё еще в том психоделическом андеграунде, в то время как остальные участники увлеклись джазовыми веяниями в роке и всё больше внимания уделяли технике и композиционной сложности. Этот дуализм во многом и определил яркую судьбу третьего альбома Soft Machine, ставшего самым успешным воплощением богатого спектра идей новаторски мыслящих музыкантов в двух пластинках.

Четыре композиции расположились аккурат на четырех сторонах двух винилов каждая, но это совсем не тот случай, когда джазовые или боповые коллективы обрезали свои бесконечные импровизации под максимальную длину дорожки и выдавали подобный же формат 4 х 20. Third – это один из примеров структурированной импровизации. Впрочем, первая композиция, Facelift, из всего альбома наиболее хаотичная и «непричёсанная», да ещё и записана вживую, что в целом создаёт ощущение преемственности к тем «срезам» музыки без начала и конца. Пианист Майк Рэтледж за своим грандиозным органом Лоури, пожалуй, главный «виновник» великолепия Third, очевидно доминирующий в звуковом наполнении пластинок. Но и саксофонист Элтон Дин не сильно отстаёт от коллеги, сплошь и рядом занимая музыкальное пространство своим богатым духовым саундом. Рэтледж и Дин своими иногда стремительными, а иногда размеренными солирующими пассажами с начала и до конца пластинки заставляют забыть об электрогитаре как сколько-нибудь важном в роке инструменте. Здесь ей просто уже не было бы места.

Духовая секция (Дину на подмогу в эпизодах приходили Лин Добсон и Джимми Хэстингс) в основном является центральным солирующим элементом во всей канве. Саксофон громогласно звучит на переднем плане в большей части экспериментальной Facelift; ведет основную тему в размеренной Slightly All The Time (где к Дину присоединяется Хэстингс с завораживающим воздушным соло на флейте). И, конечно же, самая экспрессивная духовая партия находится в середине Out-Bloody-Rageous, сразу после длинного атмосферного вступления, напоминая о не менее впечатляющей брасс-атаке с прошлого альбома в Hibou, Anemone & Bear. Крупная роль духовых роднит этот альбом с современными ему другими важными джаз-роковыми пластинками – Hot Rats и Bitches Brew. Если со знаменитой работой Майлза Дэвиса его не могли не начать сравнивать хотя бы в силу символических причин (две главных попытки соединить джаз с роком по две стороны Океана в 70-м!), то о влиянии на них Фрэнка Заппы музыканты Soft Machine сами признавались не раз.

Однако то, что Майк Рэтледж со своими клавишными оказывается в основном «позади» и его партии не настолько броские и запоминающиеся, не отменяет его ключевой роли в создании музыки и атмосферы Third. Рэтледж начинает издавать безумные звуки с самого начала пластинки, в длинном фриковом вступлении к Facelift. На протяжении всего альбома он то неистовствует, и его электроорган напоминает дикого зверя, то, наоборот, успокаивает сильно разбушевавшуюся стихию импровизации своих коллег. Особенно поражает его игра во вступлении и заключении к Out-Bloody-Rageous, из-за которых в некоторых рок-энциклопедиях Third причисляют в том числе к электронике и спэйс-року. Жан-Мишель Жарр и Алан Парсонс выпустят свои первые полноценные работы только через полдесятилетия, а здесь, на совсем не приспособленном к такому обращению органе пианист выдает такое. Многократно использовавшийся на «Тройке» приём с несколькими накладывающимися друг на друга дорожками, некоторые из которых записаны в обратном направлении, здесь доведен до своего апогея. Многомерные клавиши заполняют голову безбрежным океаном.

Ритм-секция на Third под стать своим коллегам Рэтледжу и Дину: басист Хью Хоппер отрывается на протяжении всего альбома, выписывая джазовые вензеля при поддержке Уайетта. Хоппер числится автором самой шизоидной из четырех вещей, и его партия здесь свободно гуляет по самым широким радиусам. Однако, когда это необходимо, Хоппер бетонно держит чёткий ритм и иногда даже играет роль «риффача», в то время как остальные сходят с ума, как могут. Особенно впечатляюще его партия звучит во второй половине Moon In June, уже после окончания куплетного фрагмента, но ещё до устрашающей коды с «зажёванной» скрипкой Рэба Сполла. Композиция в этом месте перерастает в дикий, необузданный джем, один из самых драйвовых на всем альбоме.

Роберт Уайетт стоит немного особняком в этой компании треснутых джазом по голове виртуозов. Свою песню Moon In June Роберт не без усилий «протащил» в итоговую версию альбома, за что его можно искренне поблагодарить – именно такой изюминки без него «Тройке» бы очень не хватало. Остальные музыканты же настолько холодно отнеслись к этой идее, что в первой части композиции Уайетт сам исполняет почти все партии (как к исполнителю, к нему не могло быть претензий даже у таких приверед, как его коллеги). Уайетт владеет ударными превосходно, и его мощный, и притом изящный стиль – украшение пластинки. Среди самых ярких выходов Роберта на передний план нельзя не отметить закрученное, и тем не менее легкое, порхающее соло в первой части Slightly All The Time, равно как и сногсшибательную манеру игры в средней части Out-Bloody-Rageous.

Третий альбом The Soft Machine – это, бесспорно, одна из самых неординарных пластинок в первом десятилетии истории рока. А уж когда удачный эксперимент умножен на дикий драйв – вот тогда и получаются такие работы, как Third. В силу своей длительности и слабой структурированности содержимого, Третий может поначалу показаться бессвязным потоком сознания, но это тот альбом, в который стоит внимательно вслушаться несколько раз, чтобы он открыл свои красоты в полной мере. Хотя кто-то может влюбиться в него и с первого знакомства, как это произошло со мной – подобная музыка к каждому слушателю идет по-своему. В любом случае, запомните это волшебное слово: Third. Под обложкой с ним вы найдете много интересного и нового для себя, независимо от своего музыкального опыта.
Муж. Киса

Великий И Прекрасный

Профиль
Рейтинг: 694

Cообщений: 5 501
Re: Soft Machine "Third", 1970 #1 8 марта 2013, 23:27

Цитата (Lightrider 7 марта 2013, 21:09)
Третий альбом The Soft Machine – это, бесспорно, одна из самых НЕВЫНОСИМО СКУЧНЫХ пластинок
Муж. HelterSkelter

The Seer Returns

Профиль
Рейтинг: 376

Cообщений: 1 965
Re: Soft Machine "Third", 1970 #2 8 марта 2013, 23:29

Отличная рецензия, дружище, лови +. Альбом и взаправду роскошный и чертовски драйвовый.  :)
Муж. Lightrider


Профиль
Рейтинг: 1139

Cообщений: 5 319
Re: Soft Machine "Third", 1970 #3 9 марта 2013, 07:55

Киса,
Цитата (Lightrider 7 марта 2013, 21:09)
подобная музыка к каждому слушателю идет по-своему
А к кому-то - вообще не идёт. Вам - своё, нам - своё.  :)
Дьяк


Профиль
Рейтинг: 125

Cообщений: 1 385
Re: Soft Machine "Third", 1970 #4 20 марта 2013, 15:19

Лайтрайдеру благодарность за информационную рецензию

По моим впечатлениям от прослушивания композиций альбома - прежде всего захватило особое качество  в мягкости  всей игры  группы. На подобную музыку на мой взгляд нужно отдельно настраиваться, ловить подходящий момент так сказать. В принципе интересно слушать индивидуальную отличную  работу на инструментах музыкантов и их взаимно-дополняющие в характере звучания соло, совместную сыгранность. Однако больше тянет на вкушение получившейся гладкой  завораживающей и богатой  атмосферы саунда. 
Страницы: [1] Вверх Печать 
www.rock.ru  |  Музыкальные форумы  |  Классический рок и его последователи  |  Рецензии | Тема: Soft Machine "Third", 1970
Эту тему сейчас просмaтривают 0 участников и 1 Гость
Перейти в раздел:  

www.rock.ru | Powered by SMF 1.0.8.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Rambler's Top100 Rambler's Top100 MusicCounter