Российский рок-портал Главная - Новости - Тексты песен - Рецензии - Чат - Хостинг для картинок
Добро Пожаловать, гость. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
Не получили активационное письмо?
25 апреля 2018, 08:04

Вид форума: широкий узкий
    Расширенный поиск
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
www.rock.ru  |  Музыкальные форумы  |  Классический рок и его последователи  |  Рецензии

Gong "Radio Gnome Invisible" Trilogy, 1973-1974

Страницы: [1] Вниз Печать
Муж. Lightrider


Профиль
Рейтинг: 1139

Cообщений: 5 319
Gong "Radio Gnome Invisible" Trilogy, 1973-1974 21 марта 2013, 02:44



To pass beyond the countless worlds
The eternal wheel
The ceaseless tides of selves
Ever passing away before our eyes

All life's light that I've seen
Here before me


С чего всё началось в истории о Радио Гноме? Жил-был в Австралии один молодой фрик и битник, большой любитель авангарда, джаза и просто незаурядных форм творчества Дэвид Аллен. Оставаться на задворках мира, чтобы пропустить всё самое интересное, этот удивительный безумец не мог, и когда в Великобритании вовсю разгорелся большой рок-н-ролльный огонь, он очутился в самом центре событий. Аллен, переслушавший множество необычной, оригинальной музыки и сам обладающий особым творческим чутьём, стал просвещать более молодых, но не менее амбициозных музыкантов, среди которых оказались не кто-нибудь, а Роберт Уайетт, Кевин Эйерс и Майк Рэтледж – так появилась группа The Soft Machine и так называемая «кентерберийская сцена». И вот однажды, поехав с товарищами на гастроли во Францию, Дэвид обнаружил, что обратно в сердце рок-н-ролла, матушку-Британию, его впускать как-то не собираются. Что делает в таких ситуациях настоящий генератор идей и творческий центр коллектива? Правильно, обосновывается на новой земле, с новыми коллегами-музыкантами! Вот так и появился великолепный Gong.

Что происходило в этой группе с момента её основания – описать трудно, иначе как творческим хаосом назвать это сложно, но такое положение вещей было типичным для психоделии конца 60-х. Важнее было то, что большинство подобных фриковых коллективов так и оставались в своем первобытном состоянии, затем логично прекращая своё существование, чему могли быть сотни разных причин. Но некоторые по окончании десятилетия «детей цветов» нашли себя и показали высший пилотаж в 70-е. Уже на альбоме Camembert Electrique начали формироваться ключевые элементы музыкальной и мифологической картины Gong, а еще спустя пару лет они пришли к тому, ради чего и были задуманы межгалактическим капитаном Алленом – полному воплощению его магического видения о планете Гонг. Состав музыкантов к этому времени оформился незаурядный: все «гонговцы» были мастерами с большим опытом и тягой к неизведанному. Саксофонист Дидье Малерб, басисты Франсис Моз и Майк Хаулетт, клавишник Тим Блэйк, гитаристы Кристиан Тритч и Стив Хиллидж, ударники Лори Аллан и Пьер Мёрлен, так же, как и безумная подруга Дэвида, Джилли Смит – все они своей инструментальной подкованностью, соединённой с шизовым чувством юмора и нестандартным взглядом на музыку позволили первичным идеям чудного австралийца воплотиться в одно из самых необычных и потрясающих музыкальных путешествий 1970-х.

Всё началось в 1966-м году, когда Аллену привиделась, как наяву, цельная картина мира: Земля связана судьбой с далёкой планетой Гонг, на которой живут милые зелёные существа с пропеллером на голове, потхэд-пикси (pothead – укуренный), сокращенно P.H.P. Они любят летать на заварных чайниках, а вообще это дружелюбные и весёлые личности, не то что земляне, которым лишь бы повоевать-поубивать. Пикси мечтают о мире и любви во всей вселенной, поэтому постепенно внедряют на «неразвитые» планеты своих агентов и связываются с ними по пиратской волне под названием «Радио Гном». Резиденция пикси на Земле расположена в «Тибетских Гимналаях» и называется Invisible Opera Company of Tibet. Первый контакт с землянами осуществляется, когда «египтолог-свиновод» Mista T Being покупает у торговца чайниками и коллекционера редких сортов чая Фреда-Рыбы серьгу-передатчик, способный транслировать Радио Гном прямо в его мысли. Миста и Фред отправляются в Тибет, где встречают в пещере некого Banana Ananda, большого любителя австралийского пива, который то и дело приговаривает «Банана Нирвана Маньяна» и принимает сообщения с планеты пикси.

В то же время на Чаринг-кросс в Лондоне "мультимиллионер-филантроп", эсквайр Герберт Герберт (Zero The Hero), мечтающий стать супергероем, получает сигнал с планеты Гонг от персонажа по имени Cock Pot Pixie о том, что ему суждено стать проводником мира и любви на Землю. Он встречается с Хорошей Ведьмой Йони, предстающей в облике кошки, воображая себя влюблённым в нее бродячим псом. Ведьма даёт ему зелье, отправляющее его в космическое путешествие. По пути он случайно сталкивается со скептически настроенным к каким-либо сверхъестественным вещам Капитаном Козерогом, чем сильно его озадачивает. Во время этого полёта ему приходиться встретиться и с проституткой – жрицей Селены, лунной богини, но вскоре он достигает цели и попадает на планету пикси. Доктора Октав, местные жрецы, показывают ему главный священный артефакт – Ангельское Яйцо, которое представляет собой мандалу и хранится в Невидимом Храме. Кроме того, пикси обучают Зеро глиддингу, то есть полётам на чайниках. Пикси дают ему священное задание – во время большого фестиваля на острове Бали («Остров Везде») помочь собравшимся там землянам открыть «третий глаз». Для этого Зеро нужно вернуться из трипа, и, чтобы это сделать, он должен материализовать в воображении свой собственный невидимый храм, научившись этому искусству у Мастера. Однако, когда дело доходит до общего собрания на острове, Зеро пропускает все главные события и не переходит в состояние астрального видения, как остальные, а вынужден вместо этого оказаться в бесконечном круге Сансары, снова и снова перерождаясь на Земле.

Эта абсурдная история тонко переплелась с реальной музыкальной жизнью Gong – многие из героев алленовского сюра имеют своих прототипов в группе. Дэвид – это Зеро, но он также отождествляет себя и с Капитаном Козерогом. Джилли Смит (Shakti Yoni) – это и ведьма, и жрица Селены, и сама Селена. Майк Хаулетт – Миста; Дидье Малерб (Bloomdido Bad de Grasse или Glad De Brasse) – пещерный отшельник Банана Ананда, принимающий сигналы радио. В основу этого персонажа лёг реальный случай, когда Аллен и Смит обнаружили Малерба играющим на саксофоне в пещере на Майорке, после чего он и присоединился к группе.

Итак, история о планете Гонг и пикси в чайниках была поведана в середине 70-х на трёх альбомах: Flying Teapot, Angel’s Egg и You. Знакомый с этими альбомами, но не вдающийся в подробности авторства слушатель и невооружённым ухом почувствует изменения, происходившие в композиторских приоритетах Gong за это короткое время. Если первый альбом трилогии почти полностью сочинён Алленом лишь с минимальными дополнениями остальных, то в Angel’s Egg в сочинении материала поучаствовали в той или иной мере все гонговцы, а в You вообще весь треклист записан на счёт целой группы, без уточнений. Стив Хиллидж и вовсе из скромного второго гитариста стремительно эволюционировал в Капитана Субмарины, которому в итоге Аллен фактически передал бразды правления ближе к финалу трилогии.

 
Звучание первого альбома, Flying Teapot, самое контрастное из всех трёх. Здесь тяжёлый, сыро звучащий психодел сталкивается с триповыми космическими полётами (наследие Сида Барретта, не иначе). На альбоме, как и на следующих двух, полно толстого стёба и утончённого юмора, которые нам встречаются уже в первой песне – Radio Gnome Invisible, и в весёлом «гимне сумасшествию» Pot Head Pixies (I am, you are, we are – CRAZY!) Одноименный 12-минутный трек о Чайнике – это один из самых чокнутых, гениальных, чудовищных и прекрасных межпространственных полётов, воспроизведенных в музыке. Головокружительная басовая партия Франсиса Моза отправляет с космодрома галактические гитары, синтезаторы и саксофон. Слушая эту композицию, где бы ты ни был, гарантированно оторвёшься от Земли и почувствуешь, как тебя несёт в неведомые миры:

High in the sky, what do you see?
Come down to Earth, a cup of tea
Flying saucer, flying teacup
From outer space, Flying Teapot


Ещё одна тема, которая из лёгкой джазовой прогулки превращается в настоящий космический экстаз – это Zero The Hero & The Witches Spell. Посередине альбома также находится короткая зарисовка The Octave Doctors & The Crystal Machine. «Хрустальной машиной» Тим Блэйк (также известный как Hi T Moonweed) называл свою синтезаторную установку, без которой невозможно представить классический Gong с массой небывалых звуковых эффектов и периодически наплывающим состоянием транса. Завершается альбом весёлой хипповой песней Дэвида и Джилли об их взаимных чувствах – The Witch’s Song / I Am Your Pussy с задорным саксофоном в середине и откровенным мяуканьем Джилли.

Angel’s Egg, вторая пластинка из трилогии, гораздо более разношёрстна по содержанию. Открывается она медитативной электроникой от Тима Блэйка, Other Side Of The Sky, которая лишь к концу разворачивается в динамичный арт-роковый номер и провозглашает очередной абсурдистский лозунг:

Hare Hare Supermarket! Hare Hare London Bus! Hare Hare Ladies Lavatory…

Sold To The Highest Buddha примечательна превосходной джазовой кодой Хаулетта под названием 6/8; за ней идёт короткая зарисовка Хиллиджа в духе его сольных работ – Temple In The Clouds. Ещё одна песня Стива, но уже совместная с Джилли (Prostitute Poem) – один из лучших моментов альбома, где вокалистка в роли проститутки леденит кровь своим жутким ведьминым голосом, а саксофон играет красивейшую мелодию, что на контрасте даёт дикий эффект. Затем следует целый ряд забавных интермедий, пока не начинается динамичная Oily Way с качёвыми куплетами и милым припевом. Мистическая дилогия Outer / Inner Temple, где пикси предлагают выпить волшебного чаю, переходит в Percolations Пьера Мёрлена, тему, которую он в «своём» Гонге конца 70-х разовьёт до длинной джазовой импровизации. Пьер Страсбурский вообще играет с огромной мощью и не меньшим изяществом, что особенно слышно, например, в отличной предпоследней песне «яйца» - I Never Glid Before. В ней же присутствует и потрясное двойное соло Аллена и Хиллиджа.

Завершает трилогию магический You, в котором инструментальный спэйс-джаз-рок взял верх над хиппозным шутовством – оно здесь присутствует лишь в эпизодах. Короткое тройное вступление Thoughts For Naught / A P.H.P.’s Advice / Magick Mother Invocation ведёт слушателя к началу главного действа, которое наступает в Master Builder. Одна из самых цепких и хитовых вещей трилогии, эта композиция построена на простом, но громобойном рифе Хиллиджа, силу которого он сам прочувствовал настолько, что не раз возвращался к нему уже в своих сольных выступлениях, и даже записал вариации на его тему на своём третьем альбоме под названием The Glorious Om Riff. Тихо и размеренно начинается A Sprinkling Of Clouds, постепенно разворачиваясь из минималистичных пассажей Тима Блэйка в более полновесные фигуры. И вновь мощный пульсирующий бас Хаулетта вместе с плотными сбивками Мёрлена заводит движок космического корабля, выводя его на орбиту, где его встретит экстатическая пан-флейта. Вторая сторона пластинки открывается коротким повествованием о том, что же произошло на Острове и что случилось с героем Зеро (Perfect Mystery), а затем начинается музыкальное оформление этой истории. The Isle Of Everywhere вновь размечена простым и хлёстким басовым риффом, наполнена безграничными синтовыми морями Блэйка и «космическим шёпотом и свистом» Джилли Смит, и здесь снова присутствуют как длинные пассажи Малерба, так и развёрнутое, заливистое соло Хиллиджа – квинтэссенция альбома! Длинный финал You Never Blow Yr Trip Forever проходит через множество настроений и несчётное количество раз меняет темп, то возвращаясь к весёлым пикси, то отправляясь в миры глубокого подсознания, пока круг сансары не завершится и не наступит новое перерождение.

После записи трилогии группа Gong стала стремительно распадаться – сначала ушли Аллен, Смит и Тим Блэйк, отчего исчезла вся потусторонняя магия – группа в своём новом виде стала исполнять пусть изящный и красивый, но всё-таки просто джаз-рок без столь важной психоделической сумасшедшинки. Хиллидж и его собственная «ведьма» Bambaloni Yoni (Микетт Жироди), какое-то время заменявшая Джилли в сценическом образе, ушли ешё до выпуска следующего альбома Shamal, а затем от классического состава и вовсе остался один Мёрлен, построивший новый состав целиком под себя, который так и стал называться – Pierre Moerlen’s Gong. Безусловно, альбомы этой инкарнации, как и другие альбомы всех представителей обширной семьи Gong, заслуживают внимания слушателей, но это уже другая история. Для многих именно Радио Гном всё-таки остаётся центральной главой в эпосе Гонг, что, по моему мнению, совершенно справедливо.

Страницы: [1] Вверх Печать 
www.rock.ru  |  Музыкальные форумы  |  Классический рок и его последователи  |  Рецензии | Тема: Gong "Radio Gnome Invisible" Trilogy, 1973-1974
Эту тему сейчас просмaтривают 0 участников и 1 Гость
Перейти в раздел:  

www.rock.ru | Powered by SMF 1.0.8.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Rambler's Top100 Rambler's Top100 MusicCounter