Российский рок-портал Главная - Новости - Тексты песен - Рецензии - Чат - Хостинг для картинок
Добро Пожаловать, гость. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
Не получили активационное письмо?
18 августа 2018, 03:46

Вид форума: широкий узкий
    Расширенный поиск
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
www.rock.ru  |  Музыкальные форумы  |  Классический рок и его последователи  |  Рецензии

The Who "QUADROPHENIA", 1973

Страницы: [1] Вниз Печать
Муж. Lightrider


Профиль
Рейтинг: 1139

Cообщений: 5 319
The Who "QUADROPHENIA", 1973 21 марта 2013, 03:53



Let me flow into the ocean, let me get back to the sea
Let me be stormy, let me be calm, let the tide in and set me free!


Много ли в полувековой истории рок-музыки было создано концептуальных альбомов? Бесчисленное множество! Но чтобы таких, про которые говорили и спорили, которыми восторгались или возмущались, альбомов, ставших золотым наследием жанра и окрещённых нелепым ярлыком "рок-опера", таких, чтобы были у всех на слуху и спустя десятилетия после выхода - таких, конечно, по пальцам перечесть. Quadrophenia, безусловно, в их числе. The Who - это вообще одна из тех немногих групп, которые даже самый упёртый классификатор  не сможет отнести к какому-либо "субжанру" - The Who играли рок как таковой. С первого же альбома молодые, дерзкие, готовые перевернуть весь мир лондонские парни стали передовыми двигателями захлестнувшей планету музыки. Бешеная энергия, исходившая от всех их работ, соединялась с композиторским гением Пита Таунсенда, к концу 60-х взявшего на себя сочинение почти всего материала группы. Причем Таунсенд писал музыку так, как звезда излучает свет и жар - на целую планетную систему, а на альбомы попадало только самое избранное из того, что он сотворил.

В общем-то, всего наследия The Who даже без Квадрофении хватает с лихвой, чтобы причислить их к ключевым группам рока. Но именно здесь все их лучшие стороны проявились во всей красе, и именно этот альбом более, чем какая-либо другая их работа, претендует на звание, возможно, главного альбома рок-музыки. Пит Таунсенд и на предыдущих альбомах не раз затрагивал тему юности, взросления, поиска своего места и роли в большом и часто недружелюбном мире. Однако на этот раз этой теме, близкой как автору, так и великому множеству его слушателей, был посвящен целый альбом. Quadrophenia - это история о простом подростке Джимми Купере, одном из тех многих пареньков, называвших себя "mods", разъезжавших на стильных мотороллерах и носивших модные костюмы, в общем, тех самых, которые во времена становления The Who в середине 1960-х составляли их основную аудиторию. И кто-то скажет: "Какое мне вообще дело до этих модов - про них уже не помнит никто! Почему меня должны волновать проблемы этих прыщавых юнцов?" Но в том-то и дело, что история эта - на все времена, поскольку она посвящена извечным темам юности. Автор лишь отразил широкий, как мир, круг вопросов в призме своей собственной биографии:

"Я думаю, наш альбом разъясняет, кто во всём этом настоящий герой - это парень на обложке. Он герой истории. Вот почему он на обложке. Вот почему именно о нём поётся. Это его грёбаный альбом. Рок-н-ролл - его музыка. Никакого отношения к журналистам, и даже никакого отношения к музыкантам наш альбом не имеет".


Слово "Квадрофения" можно расшифровать как "расчетверение личности" - именно чем-то подобным страдает главный герой вдобавок к своим другим житейским злоключениям. Четырём разным "я" Джимми соответствуют четыре лейтмотива, которые группа многократно использует в течение альбома. Каждый из них символически соответствует характерам четырёх музыкантов The Who:

A tough guy, a helpless dancer – Роджер Долтри
A bloody lunatic, I’ll even carry your bags – Кит Мун
A romantic, is it me, for a moment? – Джон Энтвистл
A beggar, a hypocrite, Love reign o’er me – Пит Таунсенд


История начинается с того, что Джимми не находит понимания в глазах окружающих - ни врач, ни родная мать, ни местный проповедник  не показывают ни грамма участия в его юной жизни. Это совершенно другие люди, у них другой взгляд на мир, никаким образом не пересекающийся с его взглядом, так что Джимми предпочитает проводить время со своими друзьями-модами, катаясь на своём скутере, посещая рок-н-ролльные концерты и, конечно же, вступая в битву с ненавистными рокерами. Однако в Cut My Hair мы понимаем, что Джимми и в среде модов не чувствует себя своим: его друзьям без разницы, как он выглядит и уж тем более, что у него творится в голове. Он возвращается домой, в пошлую обыденность, где безразличные ко всему родители все более отчуждаются от своего чада. В следующем действии, The Punk & The Godfather, Джимми идёт на рок-концерт, чувствуя себя причастным к великому духу этой новой и столь близкой юному сердцу бунтарской музыки. К несчастью, когда он пытается встретиться с глазу на глаз с музыкантами, поджидая их за сценой, то получает от них лишь презрительные насмешки и то же самое безразличие, что и везде. Рок-н-ролл в глазах Джимми лишается своей магической привлекательности. Джимми понимает, что ему нигде нет места - в этой жизни он всюду лишний (I'm One). Но несмотря ни на что, он чувствует силу личности в себе, и что он не просто так живёт в этом мире. Здесь явно выходит на свет сам Таунcенд - не зря это единственная песня на альбоме, которую он целиком поёт сам:

"Когда я был пацаном, я понимал, что гитара - это всё, что у меня есть. Я не был достаточно крутым для уличной банды; я не выглядел красивым, чтобы общаться с девчонками; не был особо умён, чтобы добиваться успехов в учёбе; не был "на ногах” для футбола - я был грёбаным лузером! Мне кажется, каждый чувствует нечто подобное в какой-то момент. Так или иначе, будучи модом (хоть я и был уже старым для настоящего мода), я написал эту песню, держа это настроение в голове".

Как и многие его сверстники из того же социального положения, Джимми устраивается на "грязную работу" (The Dirty Jobs), где встречается с метафорическим свинопасом из библейской притчи (символическое "падать ниже уже некуда") и водителем местного автобуса, и пытается понять, что привело их к столь плачевному положению, и почему они не стараются из него выбраться. Позиция самого героя ясна: "I'm not gonna sit and weep again!" - он уверен, что у него хватит сил, чтобы не остаться в этой яме и стать чем-то большим. Он проходит через осознание болезненности мира, в котором живёт, мира, где "бомбы падают на дерущихся котов, а детские мечты разбегаются, как крысы" (Helpless Dancer). Джимми не может понять, только ли у него одного в голове подобные мысли, но приходит к выводу, что не бывает "людей без проблем" - у каждого есть свои "тараканы" (Is It In My Head). В конце концов Джимми выгоняют из дома за наркоту, а вдобавок к этому он обнаруживает, что девчонка, которая ему нравилась, гуляет с его другом. В припадке ярости он разбивает свой скутер (I've Had Enough), закидывается по уши "таблетками" и отправляется на поезде в Брайтон (5:15), где всего три недели назад он тусовался с модами, участвовал в масштабных столкновениях с рокерами, ходил на концерты и хотел во всём походить на харизматичного Эйс Фэйса.

Действие перемещается из города к морскому берегу. Но за столь короткое время здесь всё изменилось, и уже почти ничего не напоминает о былых днях - Джимми вспоминает обо всём, словно это было в прошлой жизни. Он идёт на пляж, думая обо своей неудавшейся любви, и остаётся смотреть на волны, накатывающие на берег и словно растворяющие его печаль (Sea And Sand). Океан, вода завораживают его и он понимает, какой живительной силой обладает вода, чувствует приближение некого откровения в своей жизни (Drowned). Единственная вещь на суше, в которую он всё ещё верит - это дух модов, их единство и сила, способность противостоять серой действительности. Однако эта вера рушится в мгновение, когда Джимми вдруг обнаруживает, что его кумир, великолепный Эйс, в невыносимо пошлой униформе работает в прибрежном отеле "мальчиком на побегушках" (Bell Boy). В ярости на себя и на окружающий мир, Джимми начинает глушить джин вперемешку с таблетками, находясь в отчаянном исступлении (Doctor Jimmy). Он находит моторную лодку и отправляется к островной скале, расположенной неподалёку от берега (The Rock), и, прибыв на неё, слышит звуки грома и очищающего дождя. Оказавшись на вершине скалы, Джимми слышит у себя в голове главное слово, ответ на все вопросы: любовь. Переживая катарсистическое освобождение от бренных мыслей, он понимает, что любовь - это океан, всё поглощающий и прощающий (Love Reign O'er Me).

"Love Reign O'er Me схожа с Drowned по своему смыслу. Мехер Баба как-то сказал, что дождь - это благословение от Бога; гром - Божий голос. Это ещё один призыв раствориться, но на этот раз - в дожде. Джимми находится в состоянии, близком к суициду, но он сдаётся на милость неизбежности, и вы знаете, что когда всё закончится и он снова вернётся в город, он вернётся в то же самое дерьмо и будет в той же ужасной ситуации с семьёй и всё в этом роде, но он уже поднялся на уровень выше. Он всё ещё слаб, но в этой слабости есть сила. Он рискует повзрослеть".
________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ __

On the dry and dusty road, the nights we spent apart alone,
I need to get back home to cool, cool rain!
I can't sleep and I lay and I think, the nights are hot and black as ink,
Oh God, I need a drink of cool, cool rain!


The Who планомерно двигались к своему главному творению - начиная с конца 60-х каждая следующая их работа была немного выше общим уровнем, чем предыдущая. Мировой успех Tommy, альбома большого, но не громоздкого, эксперименты с клавишными вкупе с ещё большей плотностью гитарной атаки в Who's Next - все это постепенно накапливалось в нечто абсолютное, главное, в некое решающее слово в истории группы. Мелодически, технически, духовно Quadrophenia - однозначный magnum opus квартета. Музыкальная канва альбома искусно сплетена из четырех основных элементов - четырех лейтмотивов, о которых я уже говорил. Helpless Dancer, Bell Boy, Is It Me и Love Reign O'er Me - четыре темы, которые появляются на пластинках не однажды, а по нескольку раз, неожиданно всплывая то в одной, то в другой песне. Слушатель, который ещё не знает этот альбом вдоль и поперёк, может не заметить этого сразу, поскольку нигде нет никакого намёка на искусственную сшитость - гармония царит на Квадрофении безгранично. Тема из 5:15 возникает в Drowned, а из I've Had Enough - в Sea And Sand. Что уж говорить о главной мелодии Таунcенда, мелодии любви, которая ещё до финальной песни появляется в альбоме четырежды! Первая пластинка начинается с шума прибрежных волн и раскатов широкого и всесильного моря. Голос летает над пространством - с востока на запад, с юга на север, пока не начинает приближаться со словами:

"Can you see the real me, can you, can you?"

И тут Земля сотрясается. Земля едва не сдвигается с оси от вселенски мощного риффа Таунсенда и от громоподобной бас-гитары Энтвистла. Инструменты в умелых руках музыкантов бушуют, создавая ураган и сокрушая духов древних стихий. Кит Мун своими раскатами возвещает о великой силе молодости, движения вперед несмотря ни на какие невзгоды. Мун уже начал своё трагическое самовоспламенение и падение в алкогольно-наркотический угар, но пока он ещё только вспыхнул, своими искрами забросав дорожки вращающегося винила. Если есть в мире лучшее доказательство того, какая ритм-секция правит рок-музыкой - это альбом Квадрофения и особенно этот безбашенный боевик, The Real Me. И, если говорить начистоту, эта песня вообще достойна именоваться абсолютной рок-песней всех времен, какой она и должна быть - непоправимо валящей с ног, вколачивающей в землю, раскатывающей в тонкий листовой материал. Абсолютный, супрагалактический Энтвистл! Ничего удивительного, что Джон породил целую плеяду басистов, с ума сходящих от его игры. Бас в The Real Me просто затмевает Солнце. Ах да, я ещё забыл о том, что он же исполняет все духовые партии на альбоме. Человек-бас и человек-brass. Потрясающе!

Одноимённая альбому тема - первая из двух увертюр (её зазеркальное отражение появится под названием The Rock в конце второго диска), не считая вступительной морской зарисовки. Таунcенд сразу приглашает в мир самых ключевых мелодий альбома, магически перекликающихся и слившихся воедино в одну Красоту. Работа Пита с клавишными поражает воображение своей природной гармоничностью: он в совершенстве добился эффекта окружающего моря - всепоглощающей любви, и то и дело слушатель окунается в эти тёплые волны надежды и светлой мечты. The Punk & The Godfather - песня с ещё одним великим риффом, по которому Пит опознаётся мгновенно. Не менее харизматична и риффовка в I'm One - Таунcенд в своём фирменном стиле двумя простейшими пауэр-аккордами поднимает дикий драйв. The Dirty Jobs примечательна оптимистичной партией скрипки; Helpless Dancer и Is It In My Head - отличным взаимодействием риффующей гитары с фортепиано. В "своей" теме, Helpless Dancer, Роджер Долтри расходится не на шутку в своей эмоциональной подаче: шквальной музыке - соответствующий вокалист! Долтри великолепно поёт на протяжении всего альбома, в нужных местах рыча, как зверь, а в иных - тонко чувствуя лиричность момента.

I've Had Enough находится в центре альбома и играет ту же роль в драматической последовательности событий, что и Underture из "Томми". Композицию буквально разрывает от внутреннего напряжения, от эмоционального накала, в котором герой в сердцах кричит: "Хватит! Надоело всё это!" А 5:15 создает ощущение движения мощными духовыми Энтвистла и фортепиано Криса Стэйнтона - это ещё один стопроцентный рок-н-ролльный хит, не зря завоевавший у публики большой успех. Sea And Sand передаёт романтическое настроение, захлестнувшее Джимми у океана, и представлявший себя рядом с любимой девушкой, на любимом берегу, юноша устами Долтри выдаёт важнейшую фразу для понимания того, о чём вообще этот альбом: I'm wet and I'm cold, but thank God I ain't old! В Drowned снова наступает бурный драйв, передающий противоречивые чувства героя во время его прогулок у берега. Особенно стоит отметить бушующую, неистовую басовую линию в этой песне. А затем один из главных риффов Квадры, уже не раз встречавшийся нам до этого по ходу альбома, кристаллизуется в Bell Boy, где Кит Мун с непередаваемым выговором исполняет партию бывшего бунтаря и лидера модов, а теперь - беллбоя в гостинице, Эйс Фэйса.

Самое интересное, что The Who приберегли большую часть своих козырей к финалу. Наиболее длинная тема альбома, Doctor Jimmy, предлагает и наибольший контраст настроений (который и так явно возникал в разных песнях). Здесь снова, как и в Sea And Sand, Джимми внутренне разрывает на яростного, отчаянного сорвиголову и юного романтика. И если его "романтическая" ипостась, "Is it me for a moment" - это лейтмотив Джона, то строчки "What is it, I'll take it, who is she, I'll rape it!" сам Пит описывает, как более характеризующие Муна в нередком для него состоянии предельного угара. Но ближе к концу Doctor Jimmy обе эти сущности поглощает океан, выраженный в мерцающих, плещущихся клавишах. Впервые на альбоме дыхание океана чувствуется так близко и отчётливо, и здесь песня вплывает в завершающую увертюру, The Rock. Снова, как и в одноимённой альбому вещи все четыре характера сталкиваются в одной точке, сходятся воедино и ведут к неизбежному grand finale.

Only love can make it rain
The way the beach is kissed by the sea…

Love Reign O'er Me - просто одна из самых выдающихся когда-либо написанных песен. Небо обрушивается в безграничный океан Любви, четырёхъединый Джимми взлетает на недосягаемые прежде вершины познания себя и окружающего мира. Клавиши Таунcенда растекаются в беспредельный горизонт, голос Долтри парит над водой в неописуемой свободе, световое гитарное соло Пита вращает планету вперёд, к Солнцу. В зените, где сходятся четыре стороны света, в заоблачных высотах звучит одно лишь, и самое главное слово:

LOVE!
Мне не раз приходилось слышать от знакомых, как альбом Quadrophenia своей музыкой перекликается с личными эмоциями, переживаниями разных людей, как он отражает их чувства в моменты уверенности и оптимизма, и как он поддерживает во время печалей и невзгод. Ощутил я это истинное волшебство и на себе, и могу всем, кто либо не слышал это несравнимое ни с чем творение, либо поначалу не понял его прелести - позвольте магии The Who захватить вас в океан эмоций, ураган риффов, бурную стихию баса и ударных, в один из лучших альбомов рок-н-ролла. Познайте сущность бытия, в котором четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии в священном единении приводят к одному, главному ответу, на котором стоит мироздание:

Весна и Лето, Осень и Зима
Воздух, Вода, Огонь и Земля
Альферац, Шеат, Маркаб и Альгениб
Таунсенд, Долтри, Энтвистл и Мун


QUADROPHENIA
Муж. Driver Pete
Moderator

Профиль
Рейтинг: 2644

Cообщений: 22 075
Re: The Who "QUADROPHENIA", 1973 #1 21 марта 2013, 04:14

Хорошая рецензия на великий альбом.
+ заслуженнейший :)

  (а я всё никак не соберусь... )
Муж. алексей а.
Модератор
А оно зеленое и светится!

Профиль
Рейтинг: 3055

Cообщений: 20 677
Re: The Who "QUADROPHENIA", 1973 #2 21 марта 2013, 09:21

Ну и от меня
Страницы: [1] Вверх Печать 
www.rock.ru  |  Музыкальные форумы  |  Классический рок и его последователи  |  Рецензии | Тема: The Who "QUADROPHENIA", 1973
Эту тему сейчас просмaтривают 0 участников и 1 Гость
Перейти в раздел:  

www.rock.ru | Powered by SMF 1.0.8.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Rambler's Top100 Rambler's Top100 MusicCounter