Российский рок-портал Главная - Новости - Тексты песен - Рецензии - Чат - Хостинг для картинок
Добро Пожаловать, гость. Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь, если хотите стать полноправным участником форума.
Не получили активационное письмо?
18 декабря 2017, 17:37

Вид форума: широкий узкий
    Расширенный поиск
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти зарегистрируйтесь
www.rock.ru  |  Музыкальные форумы  |  Классический рок и его последователи  |  Рецензии

David Bowie "Blackstar" (2016)

К Дню Рождения Дэвида Боуи

Страницы: [1] Вниз Печать
Муж. Киса

ОХЛАДИТЕ ТРАХАНЬЕ!

Профиль
Рейтинг: 656

Cообщений: 5 384
David Bowie "Blackstar" (2016) 9 января 2017, 00:08



Каждое утро к нам на пароход приходили по электронной почте новости. Я как раз был на вахте с восьми часов и успевал прочитать новости самым первым. 10 января 2016 года наше судно направлялось в Южную Корею, откуда я должен был лететь домой.

Половина девятого утра, проходим довольно сложный и оживленный участок. Вокруг куча рыбацких лодок. Только успевай отворачивать и уклоняться. Мой коллега по вахте меня подкалывает, говорит:
– А ты что думал, Евгеша, в сказку попал?

Я посылаю его на три буквы, говорю, что он конченый человек. Он не обижается, даже наоборот. Мы начинаем друг друга подкалывать и кидаться бумажками. Через некоторое время входит капитан, и мы сразу успокаиваемся. Капитан недолго смотрит на карту, спрашивает, всё ли нормально, и уходит. Как только закрывается дверь, в меня летит смятая бумажка. Детский сад продолжается. Параллельно я расхожусь с другими судами. И вот, вроде бы оживленный участок морской трассы пройден. Можно чуть-чуть расслабиться, и я решаю быстренько просмотреть новости. Сажусь за компьютер, перехожу по ссылку. Повышение тарифов, бесконечные саммиты, встречи, ноты протеста и прочие непотребства, так или иначе связанные с большой политикой. И тут я читаю: «10 января умер британский рок-музыкант Дэвид Боуи».
И сразу стало очень грустно. Я пять минут сижу и втыкаю в монитор. Не могу пока принять эту мысль. Читаю дальше: «Последние восемнадцать месяцев музыкант боролся с раком печени и перенес 6 инфарктов. Его последний альбом, названный «Blackstar», вышел 8 января – ровно за два дня до его смерти».

Ё-моё, он и альбом успел на прощание выпустить! Я закрываю окно с новостями и иду опять смотреть вперед. Сажусь в кресло и закуриваю. Смотрю на водную гладь. Уже не хочется веселиться и кидать бумажки в коллегу по вахте. Он по инерции пытается меня спровоцировать на какое-то озорство, но я уже не реагирую и посылаю его на три буквы уже совершенно другим тоном.

Вечер того же дня звоню маме, которая только выписалась из больницы после тяжелейшего воспаления лёгких.
– Мам, привет! Как здоровье?
– Привет, Жень. Да вроде неплохо, иду на поправку.
– Ты знаешь, что Дэвид Боуи умер?
- Ой, да, сегодня в новостях передавали. Папа уже тоже знает. Мы оба очень расстроились.
Ни я ни мама с папой никогда не видели Дэвида Боуи вживую. Никогда не разговаривали с ним, не жали ему руку. Он не был нашим дальним родственником, знакомым или приятелем. Но его смерть воспринималась почти так же остро, как смерть близкого по крови человека.

Двадцать первое января. Я приехал из Южной Кореи. Привёл себя в порядок, разложил вещи. И сразу же за компьютер – качать «Blackstar». Пока качается альбом, решаю посмотреть клип «Lazarus«, последний клип Боуи при жизни. И с первых же минут цепенею. Это что-то абсолютно не от мира сего, но оно притягивает словно магнит. Боуи лежит на кровати с марлевой повязкой на глазах. Две пуговицы на этой повязке находятся как раз там, где должны быть глаза. Становится очень жутко. Дэвид прощается со всеми нами. На глаза наворачиваются слёзы. Печальная партия духовых на заднем фоне в песне добивает окончательно. От строк «Look Up Here, I'm In Heaven» («Посмотри сюда, я на небесах») мурашки бегут по коже. Он знал, что скоро умрёт. Клип полон намёков, аллюзий и загадок. Следующая сцена – Дэвид в странном костюме приплясывает и кривляется, как будто окончательно слетел с катушек. Он садится за стол, словно его озарило вдохновение, и начинает что-то активно писать, и, дойдя до конца листа, останавливается, а его лицо искажает гримаса боли. Финал – Дэвида трясет, он смотрит в камеру, задом идёт к шкафу, заходит в шкаф, бросает последний взгляд в пустоту и закрывает дверцу. Voila.

Меня сложно чем-то удивить, я видел много клипов, прослушал уйму музыки. Однако клип и сама песня меня не то что поразили, а просто сбили с ног и отправили в нокаут. Несмотря на то, что это было прощание, это самое грандиозное прощание, которое я видел в своей жизни! Сделать смерть настолько привлекательной мог только настоящий художник, каким и был всю жизнь Боуи.

Альбом уже скачан. Рассматриваю обложку. Черная звезда на белом фоне. Просто, но в то же время очень изящно. Впечатленный «Lazarus», я начинаю слушать альбом «Blackstar».

Загадочное вступление на гитаре, поддерживаемое наивными духовыми, открывает это странное путешествие, где смерть и жизнь сидят за одним столом, а безнадёжно больное даёт энергию новому и прекрасному. Я еду в автобусе по зимнему городу. Небо хмурое. За окном холодно. Вступает неровный бит. Тревожным, почти испуганным голосом Дэвид Боуи начинает петь. Становится немного не по себе. Привычные пейзажи за окном приобретают потустороннюю окраску. Ты как будто бы в чужом городе, где не знаешь, что может с тобой случиться. Вступает тоскливый саксофон, оплакивающий что-то (или же кого-то). Вокал Боуи пропускается через эффекты, тьма продолжает сгущаться. Ударные, спотыкаясь и запутываясь, уступают место призрачному хору, который то ли оплакивает чью-то кончину, то ли скорбит по усопшему, то ли делает это одновременно. Я чувствую присутствие чего-то неземного и потустороннего. Лица едущих в маршрутке людей кажутся печальными и лишенными эмоций. Вступают клавишные, они несут что-то светлое и легкое, во всяком случае, так кажется. Слышится надежда на избавление. Снова начинает петь Дэвид, в его голосе – сентиментальность и умиление. Но всё довольно скоро прекращается, ехидный и в то же время отчаянный бэк-вокал вновь меняет настроение песни, превращая её в циничную проповедь. Ты чувствуешь, что тебя обманным путем привели туда, куда ты совсем не хотел. Однако уходить не хочется. Песня возвращается к тому, с чего начиналась. Боуи, снова тревожный и испуганный, пытается вызвать те же самые чувства у слушателя. Ударные уже ровно и четко отбивают ритм. Какофония духовых инструментов завершает композицию.

Слышится, как кто-то дышит. Начинается «Tis A Pity She Was A Whore». Звучит джазовый ритм, остальные инструменты играют вроде как на заднем плане и звучат словно сами по себе. Дэвид даже не поёт, он рассказывает историю и при этом как будто паясничает, кривляется, постоянно меняя интонацию голоса. Боуи аккомпанируют бешеные, срывающиеся на крик саксофоны. Слова песни становятся к середине всё более пошлыми и практически скатываются в порнографию. Текст «Tis A Pity She Was A Whore» содержит отсылки к одноименной трагедии Джона Форда, драматурга шекспировской эпохи, в которой он с большим сочувствием и состраданием оправдывал со стороны гуманизма тему инцеста между братом и сестрой, тем самым бросив своим произведением вызов церковной морали и общественной нравственности того времени.

Какой-то шум вдалеке открывает «Lazarus». Вступает гитара. Чувствуется какая-то обреченность, необратимость трагедии. Дальше – духовые. Разум окутывает печаль. Как будто всё закончилось и некуда больше идти. Финишная прямая, за которой нет ничего, кроме мрака и холода. И тут Великий Хамелеон в очередной раз загадывает странную загадку, разгадать которую не под силу, скорее всего, никому кроме автора. Было бы слишком наивно предполагать, что Он поёт о себе. Вряд ли бы он опустился до того, чтобы вызывать к себе жалость, едва ли этот великий художник мира музыки нуждается в том, чтобы его оплакивали. Но почему же тогда в каждой ноте чувствуется боль от прощания, почему щемит в сердце от каждого слова Дэвида? Почему идут мурашки по коже, когда композиция доходит до финального крещендо? Очень хочется верить, что Боуи в этой песне прощается со всеми нами, но это было бы слишком просто и излишне сентиментально для Великого Хамелеона.

После эмоционального надрыва «Lazarus» композиция «Sue (Or Season In Crime)» даёт небольшую передышку. Хотя это и не означает, что загадок и намёков будет меньше. Несмотря на джазовые мотивы, возникают ассоциации с работами Боуи девяностых, в частности с альбомом «Earthling».  Боуи усталым голосом поёт про расставание. Но не следует думать, что это очередная банальная песня о любви. Здесь всё призрачно и ничего не говорится прямо.

Я выхожу из маршрутки и иду по улицам старого города. Лет десять назад я, будучи студентом, ходил здесь, слушая «Diamond Dogs» и «Ziggy Stardust». Падает снег, люди спешат по делам. Я продолжаю следовать за голосом, который сопровождал меня на этих улицах в годы студенчества.
В «Girl Loves Me» Боуи поёт на надсате (вымышленный язык английских подростков, описанный Энтони Бёрджессом в романе «Заводной апельсин», имеющий преимущественно русскую основу), постоянно повышая последнюю строчку. В общем и целом, это самый слабый момент альбома. Слишком уж он дурашливый и несерьезный, хотя и не портит картины в целом. А может это еще одна передышка перед тем, что ожидает впереди?

Кто-то то ли перелистывает книгу, то ли считает деньги. Опять грустная гитара, переплетающаяся с печальным саксофоном. Боуи начинает петь. И снова стопроцентное попадание в цель с великолепной мелодикой. Сложно понять, жалуется Дэвид или же оправдывается. А может он просто рассказывает историю? Я настолько впечатлен песней, что захожу в ближайший дворик перекурить. Снег продолжает идти, вечереет. Вспоминаю, что недалеко отсюда был похожий двор, где я часто прогуливал пары с товарищами. Не могу накуриться, прикуриваю вторую сигарету.  «Dollar Days» не дает мне опомниться и вызывает в душе волну странной ностальгии по пустяковым, на первый взгляд, моментам.

Выкидываю окурок в урну, выхожу из дворика на оживленную улицу и чувствую, как неведомая сила поднимает меня над толпой и несет вперед. Это «I Can’t Give Everything Away», завершающий трек альбома. Как будто я прохожу насквозь каждого прохожего на скорости света. Меня несёт вперед голос Боуи. Теперь это всё действительно похоже на прощание. Дэвид зачарован, он летит вместе со мной. Но он летит среди звёзд. Я чувствую, что он уже обгоняет мои эмоции. Я не могу догнать его. Он далеко-далеко впереди. Мне остается только смотреть ему вслед. Заканчивается песня. Я останавливаюсь. Полёт закончен. Он улетел. И уже не вернется…

Сказать, что последний альбом Боуи произвел фурор в моих музыкальных предпочтениях, – значит не сказать ничего. До этого момента я с предубеждением относился к современным работам заслуженных классиков рока, ибо зачастую они паразитировали на собственном имени и выдавали совсем не то, чего от них ожидали. Black Sabbath разочаровали, Pink Floyd оставили в недоумении, все прочие даже не заслуживают упоминания. Даже несмотря на то, что мне очень понравился предпоследний альбом «The Next Day» Боуи, там тоже были откровенные цитаты из обширного наследия. И тут такое эффектное прощание, причем выполненное на уровне  лучших работ семидесятых, а в некоторых моментах даже и перекрывающее эти работы. Последовала логичная волна увлечения творчеством Боуи.
Но самое главное – то, что Великий Хамелеон своей последней прижизненной работой дал мне понять, что есть еще место для экспериментов и рискованных экспериментов в музыке, и вдохновил меня снова заняться сочинением песен. В скором времени я уладил разногласия с бывшим коллегой по группе и заново открыл для себя радость сочинения песен и аранжировок.

А еще я совсем забыл отметить саксофониста Донни МакКаслина, который весь «Blackstar» перетягивает внимание на себя своими великолепными партиями.

Великолепное прощание от Великого Человека. Прощай, Дэвид! Спасибо тебе за всё!

С Днём Рождения тебя, Великий Хамелеон и Лицедей!
« Последняя правка: 9 января 2017, 00:26 от Киса »
Муж. Гнус Быдляев


Профиль
Рейтинг: 1677

Cообщений: 16 189
Re: David Bowie "Blackstar" (2016) #1 9 января 2017, 18:53

Да, потрясающий выход
Великого музыканта
Муж. Cornolio

You feel lucky?

Профиль
Рейтинг: 643

Cообщений: 3 115
Re: David Bowie "Blackstar" (2016) #2 9 января 2017, 19:20

Зашел почитать про альбом, почитал в итоге про личную жизнь автора. Увлекательно, да.
Муж. mcgo

Fighting the Sorrow

Профиль
Рейтинг: 414

Cообщений: 3 432
Re: David Bowie "Blackstar" (2016) #3 9 января 2017, 20:48

написано хорошо
два последних альбома Боуи не люблю
и если The Next Day попросту не вызывает эмоций, то Blackstar вызывает активное неприятие
что собственно и побудило написать эти не слишком должно быть уместные слова
Муж. Metalex

23000 - Мясо клубится!

Профиль
Рейтинг: 1658

Cообщений: 11 100
Re: David Bowie "Blackstar" (2016) #4 9 января 2017, 20:50

Киса, зачет!
Муж. Киса

ОХЛАДИТЕ ТРАХАНЬЕ!

Профиль
Рейтинг: 656

Cообщений: 5 384
Re: David Bowie "Blackstar" (2016) #5 11 января 2017, 19:43

Цитата (Cornolio 9 января 2017, 19:20)
Зашел почитать про альбом, почитал в итоге про личную жизнь автора. Увлекательно, да.
Личная жизнь и альбом взаимосвязаны.)
Achtung Baby


Профиль
Рейтинг: 4

Cообщений: 116
Re: David Bowie "Blackstar" (2016) #6 11 января 2017, 20:27

Киска теперь моя любимая писательница! :) :)
Муж. Киса

ОХЛАДИТЕ ТРАХАНЬЕ!

Профиль
Рейтинг: 656

Cообщений: 5 384
Re: David Bowie "Blackstar" (2016) #7 11 января 2017, 21:25

Achtung Baby, я мальчик. So-so
Муж. Gh0st


Профиль
Рейтинг: 365

Cообщений: 5 580
Re: David Bowie "Blackstar" (2016) #8 12 января 2017, 23:38

Душевно написал, конечно. Lazarus для меня однозначно лучший клип прошлого года (да и сама композиция, возможно, тоже). У меня даже есть приятель, который никогда не был поклонником Боуи, но он был настолько поражен увиденным, что, по его словам, теперь пересматривает его чуть ли не каждый день.
Страницы: [1] Вверх Печать 
www.rock.ru  |  Музыкальные форумы  |  Классический рок и его последователи  |  Рецензии | Тема: David Bowie "Blackstar" (2016)
Эту тему сейчас просмaтривают 0 участников и 1 Гость
Перейти в раздел:  

www.rock.ru | Powered by SMF 1.0.8.
© 2001-2005, Lewis Media. All Rights Reserved.
Rambler's Top100 Rambler's Top100 MusicCounter