The Future Sound Of London - Dead Cities (1996)

добавил Driver Pete 26.04.2007 12:42

The FUTURE SOUND OF LONDON "Dead Cities" (1996)

  Мрачный урбанистический пейзаж, депрессивная смурь подземки, гудящие и искрящиеся переплетения кабелей, шнуров и проводов, лязг демонических металло-конструкций, рёв и истеричные сигналы уличного "броуновского движения", холодная стерильность моргов-мегаполисов, тотальная роботизация бытия и сознания, порождённый ей эмоциональный хаос вяло перетекающий в коматозный сон "поколения пепси"... и на переферии - постоянное напряжение пассионарной настойчивости эфемерных ангелов, являющихся в самых неожиданных обличиях. Они посланы с Благой Вестью и не находят в "Мёртвых городах" своих адресатов. Но ищут... всё равно ищут. Остался же кто-нибудь живой!
  Таков интуитивный синопсис "Dead Cities" (сумбурно-апокалиптичный и сугубо-субъективный), навеянный мне этим классическим альбомом техно-амбиента.
 Со свойственной мне маниакальной склонностью к сравнительному анализу собственных ощущений, глубоко-копанию в (истончённой этим занятием) подкорке, я когда-то пришёл к неожиданному озарению. Я вдруг понял, что меня так тянет в эти "мёртвые города", словно я что-то важное в них оставил и не могу теперь без этого спокойно жить: ощущения и эмоции при прослушивании этой аудио-фантасмагории больше всего походили на те, которые пораждают во мне творения гениев европейской классической традиции - от Скаралатти и Монтеверди до Шостоковича и Шнитке. И не просто "классической", а духовной и даже - религиозной музыки.   Все эти мрачно-торжественные "Литургии" и "Мессы" истовых католиков, монументальные "Всенощные" и разнообразные "Страсти", завораживающие "Реквиемы" порождали во мне почти тоже самое ощущение.
  Уж ни гении ли, эти два манчестерских яппи - программера? Думаю, не в этом дело, на этот вопрос ответит время (и судя по последующим их работам, ответит отрицательно). Всё дело в том, как мне представляется, что они заполнили нишу, которую когда-то занимала духовная музыка. "Они", в данном случае, не только FSOL, а вообще - своременные электронщики (я надеюсь, вы понимаете, что речь не идёт о клубной колбасе). Человечество не может не выдумывать себе религию, оно просто перестанет развиваться и погибнет, если жажда духовного идеала не будет манить за горизонт. А где есть религия (или хотя бы попытка её создания), там неизбежно возникает и феномен религиозной музыки. XX век испепелял себя попытками такого рода - тоталитарные марши, "идейно-партийные" оперы и мюзиклы - мистерии, блюзовая мифология, джазовый авангард и кислотно-хипповые трипы рок-психодельщиков 60х с их Вудстоком и "Томми" *1, панк-беспредел и поп-вакханалия, наконец - металло-сатанизм. Во всём этом можно ущучить религиозную подоплёку, но все попытки были тщетны. Эти духовные потуги разбивались о скалы меркантильности и растворялись в убаюкивающе-мелких волнах самолюбования (как творцов, так и потребителей)...
   В конце XX века пришло время для новой попытки - техно-электронной. Альбом, о котором я говорю - самая успешная из них, на мой взгляд... Когда я 10 лет назад, сам себе удивляясь, начал слушать подобную музыку, то именно этот альбом почти сразу дал ответ на давно мучивший меня вопрос: в чём причина позорного падения того, что мы так любили в 70х, того, что называли "арт-рок"? "Мёртвые города" дали мне ответ, который лежал на поверхности, о котором я смутно догадывался, но который до поры просто не хотел формулировать даже сам для себя; арт-рок с его наивно-неуклюжими попытками копировать симфонизм классиков, не сумел (или не захотел? побоялся?) взять у классиков главное - вздымающий в самую высь бескопромиссный поиск Божественного Абсолюта. Герои арт-рока, чуть нащупав связь с великими, решили, что эта связь уже отлично работает и всецело увлеклись эксплуатацией других коммуникаций - с публикой. Они зациклились на ремесле, ушли в загул виртуозности, веселя и радуя публику, мнящую себя "интеллектуальной элитой" (как же! вон какую навороченную музычку потребляем), но по сути - ничем не отличающуюся от тех, кого принято брезгливо называть "попсой". Те же игры и та же развлекуха, только вид сбоку. Различие примерно такое же, как между пьянкой маргиналов в подвале и гламурной тусовкой "золотой молодёжи" на папины бабки. Пьянка она и есть - пьянка. Она ведёт в убогий тупик полной деградации, что и произошло с арт-роком к началу 80х. Рок вообще очень социально - ориентированный жанр (в этом его сила, в этом и слабость). Неудивительно, что лучшие умы арт-рока - Фрипп и Габриел - откололись от этой пьянки очень рано. Едва почувствовав первое похмелье, они ушли совсем в другом направлении и в их музыке жажда Абсолюта ещё не иссякла. Они давно уже не вспоминают своё арт-роковое прошлое. Они не любят о нём вспоминать... Ладно, Бог с ним, с арт-роком, он в моём тексте возник лишь, как связочка, как переход от ответа на один вопрос к ответу на другой - почему меня так тянет в эти мёртвые города? Почему именно электронный авангард будит во мне воспоминания о божественной классике? Не думаю, что Гарри Кобейн и Брайян Дуганс (они, собственно, и есть - FSOL) так увлекались поиском новой религии и ставили перед собой какие-либо метафизические задачи. Скорее всего, здесь дело в том, что так точно сформулировал другой искатель Абсолюта в музыке - Джон Маклафлин: "Музыкант - это медиум, который получает сигнал свыше и транслирует его в мир людей"... Не в первый раз цитирую :). Уж очень он удачно подходит к тому, что я чувствую, когда слушаю некоторые муз. произведения. Вот и эти молодые манкунианцы *2, думается мне, выступили в роли медиумов, когда писали альбом "Мёртвые Города". Похоже, именно так должна звучать религиозная музыка на заре ХХI века.
   Первые и главные аналогии (об этом ведь тоже положено сказать пару слов), возникающие у меня при прослушивании "DC", если говорить об атмосфере, саунде и особенностях композиции - блистательный саундтрек Вангелиса к гениальному фильму "Блейдраннер" Ридли Скотта (это вообще - "Сержант Пеппер" современной электронщины), эта аналогия возникает сразу, а когда в середине альбома (6й трек - My Kingdom) звучит сэмпл из "Песни Рейчел", то остаётся лишь порадоваться собственному эстетическому чутью :). В этой же композиции использован и сэмпл из ещё одного культового фильма (тема детсва из "Однажды в Америке"). На ум также приходят ещё два саундтрека (уже без sample-подкрепления) - "Твин Пикс" (музыка Анджело Бадаламенти) и "Коянискацци" *3 (музыка Филиппа Гласса). Асссоциативный ряд очевиден и не случаен, ибо неизбежно в голове возникают не только музыкальные отрывки из этих фильмов, но и картинки из них, и даже некоторые сюжетные завязки. Все остальные параллели уже не так важны для меня, ибо они из области формальных поисков, чисто музыкального плана, а эти - Блейдраннер, Твин Пикс и Коянискацци - связаны духовной нитью с музыкой Dead Cities, эти фильмы по праву называют "культовыми" (отнюдь не случайное слово) и они (хотя бы в моём сознании) тоже сосредоточены на поиске новой религиозной эстетики и утолении мистической жажды Абсолюта.
   Я не слишком утомил своей вульгарной культурологией? Ни чересчур загнул по части наивной нео-теологии? :). Оно само так вышло.

  Пора уходить в коду. Пара слов для финала: этот диск имеет смысл слушать только от начала и до конца. Ни на что не отвлекаясь. Он требует ответного интеллектуального и эмоционального усилия, как и всякая серьёзная музыка. И если вы дослушаете до конца, то я уверен - рано или поздно вы захотите вернуться в "Мёртвые Города" и будете бродить по ним в надежде найти то, что давно потеряли.
Там и встретимся...

ОЦЕНКА: 8 / 10

dead cities tracklisting:
1. "Herd Killing" – 2:37
2. "Dead Cities" – 6:37
3. "Her Face Forms in Summertime" – 5:38
4. "We Have Explosive" – 6:19
5. "Everyone in the World Is Doing Something Without Me" – 4:10
6. "My Kingdom" – 5:47
7. "Max" – 2:48
8. "Antique Toy" – 5:43
7. – 6:57
"Quagmire" – 5:13
"In a State of Permanent Abyss" – 1:44
8. "Glass" – 5:38
9. "Yage" – 7:32
10. – 5:32
"Vit Drowning" – 4:48
"Through Your Gills I Breathe" – 0:44
11. – 4:46
"First Death in the Family" – 2:18
silence – 1:00
"Dead Cities Reprise" (hidden track by Headstone Lane) – 1:28


Примечания:

*1 - "Томми"
- рок-опера группы The Who "Tommy" (1969)

*2 - манкунианцы
- жители английского города Манчестер.

*3 - "Коянискацци"
- см. википедию

Комментарии

warmen:

Да действительно стоящий альбом. За последние дни зацениваю еще и берлиозовскую фантастическую симфонию. Полный рулез пока. Рецензия автора понравилась очень, согласен почти во всем. При упоминании арт-рока с точки зрения попсовости - сразу пришло в голову сольное творчество рика вэйкмана. Рик странная фигура в мире музыки, вроде и неплох, но и не выдающийся.

m0rr0:

Автор, мало дал)) такие электронные альбомы просят как минимум девятки.... реценз хороший, спасибо, прочитал.....

Вадим:

Хорошая рецензия.
Несколько мыслей :

Они не яппи. Они шаманы. Они работают интуитивно, с психостимуляторами, и бьют в электронный бубен.

'Сержант Пеппер' Электроники - это KRAFTWERK 'The Man-Machine'.

'Клубная колбаса' - это стиль или качество ? В клубах тоже звучит и высококачественная музыка.

Вадим:

Альбому бы поставил 6, считаю его спадом после 'Lifeforms'.
В том числе и из-за смури. Совершенно не хочется вникать душой в что-то про 'мёртвое'.

Driver Pete:

Цитата (Вадим)
Они не яппи.
Яппи они изначально. Но шаманами стали безусловно :).

Цитата (Вадим)
'Сержант Пеппер' Электроники - это KRAFTWERK 'The Man-Machine'.
Это всё субъективно, канеш. Не стану оспаривать влияние Крафтверк на современную электронику (глупо б было), но в данном случае - влияние Вангелиса мне кажется более отчётливым.

Цитата (Вадим)
'Клубная колбаса' - это стиль или качество ?
вопрос риторический, как я понимаю :)

Цитата (Вадим)
В клубах тоже звучит и высококачественная музыка.
Не приходилось с талкиваться, но могу поверить.

Вадим:

Цитата (Driver Pete)
Яппи они изначально.
Почему ? Я бы назвал яппями KRAFTWERK. И есть много групп, которые яппят. Но FSOL с самого начала были человечными, фантастическими, духовными.
Цитата (Driver Pete)
Не приходилось с талкиваться, но могу поверить.
Последний раз я был в, кхе, 'клубах' - в 86 году... Есть радиостанции, пресса.
Тут всё то же самое что и в других стилях. Таланливые лидеры, умелые подражатели и халтурщики.

Driver Pete:

Цитата (Вадим)
Почему ?
По социальным корням (Манчестерский Университет, изучение электроники).

Цитата (Вадим)
Последний раз я был в, кхе, 'клубах' - в 86 году
Тогда вообще не очень понятно - о чём ты споришь. Я хоть и не великий ходок по клубам, где гоняют колбасу, но наслушался её клубной разновидности достаточно, чтобы составить мнение. Было время, когда всяко-разные диджеи без конца таскали мне на прослушку свои "клёвые миксы". Наелся я этого добра. О нём и говорю. Ничего подобного "Мёртвым городам" в танцевальных клубах никогда не слышал.

Цитата (Вадим)
Тут всё то же самое что и вдругих стилях.
Это просто разные стили. Техно-данс и техно-амбиент. Здесь столько же общего, сколько у Шокинг Блу с Махавишну Окестра.

  О "колбасе" упомянул в ревюхе только потому, что у изрядной части публики именно она ассоциируется с понятием "современная электронная музыка". Надо было разграничить.

Вадим:

Цитата (Driver Pete)
По социальным корням (Манчестерский Университет, изучение электроники).
А, ну тогда QUEEN тоже Яппи, с чем я их и их поклонников и поздравляю.
Яппи - это молодые городские профессионалы.

Цитата (Driver Pete)
Тогда вообще не очень понятно - о чём ты споришь.
Что, чтобы знать что играют в клубах, надо по ним ходить ? :ooi:
Я же сказал выше, что информация есть - до сетов разных клубов, радиостанции, веб-сайты с полной информацией о Классиках, новинках, модном.

Клубная музыка - это набор определённых стилей.
Нет, FSOL это не клубная музыка, если только в клубном ре-миксе или в Чилл-аутных комнатах, где в общем-то бывает всё - от Эмбиента до Смут-Джаза.

Цитата (Driver Pete)
Техно-данс и техно-амбиент. Здесь столько же общего, сколько у Шокинг Блу с Махавишну Окестра.
Нет. Не разделяется качественно быстрое Техно и Эмбиентное. Это всё равно что сказать, что медленный Рок весь умный, а быстрый Рок весь глупый.

Driver Pete:

Цитата (Вадим)
А, ну тогда QUEEN тоже Яппи, с чем я их и их поклонников и поздравляю.
По сути - да. Только термина такого ещё не было.

Цитата (Вадим)
Яппи - это молодые городские профессионалы.
Я фкурсе, только слово "городские" здесь лишнее. В основе термина два слова: young и professional.

Цитата (Вадим)
Что, чтобы знать что играют в клубах, надо по ним ходить ?
Естесственно. Чтобы знать - надо знать, а не думать, что знаешь.

Цитата (Вадим)
информация есть - до сетов разных клубов, радиостанции, веб-сайты с полной информацией о Классиках, новинках, модном.
Информация и знание - разные вещи.
Впрочем, это совсем уже не имеет отношения к теме :).

Цитата (Вадим)
FSOL это не клубная музыка
А вот это - имеет и именно это имелось в виду.

Цитата (Вадим)
медленный Рок весь умный, а быстрый Рок весь глупый.
Речь вообще не об умности и глупости, а об утилитарно-танцевальном назначении и углублённо -медитативном восприятии.

Вадим:

Цитата (Driver Pete)
только слово "городские" здесь лишнее.

young urban professionals.

Цитата (Driver Pete)
Чтобы знать - надо знать, а не думать, что знаешь.
Можно расписание программы передач в Лондоне посмотреть на сайте.
Можно репертуар и моду в клубах посмотреть в сетах клубов, радиостанций, хит-парадов. Что здесь сложного ?

Цитата (Driver Pete)
Речь вообще не об умности и глупости, а об утилитарно-танцевальном назначении и углублённо -медитативном восприятии.
Progressive Techno, Progressive Trance, Psychedelic Trance - это музыка для углублённо-медитативного восприятия, под которую можно и танцевать и она звучит в клубах.

Driver Pete:

Цитата (Вадим)
young urban professionals
Да, верно... урбан - запамятовал.

Цитата (Вадим)
Что здесь сложного ?
Ничего. Сразу появляется иллюзия знания :).

Цитата (Вадим)
для углублённо-медитативного восприятия, под которую можно и танцевать и она звучит в клубах.
Я не употребляю кислоту. Для меня совмещение этих занятий (танцы и медитация) невозможно. И ковыряться в терминологии современного техно мне просто неинтересно. Для меня, в основном, существуют конкретные исполнители. Именно они и интересуют (или - не интересуют), независимо от того, как их классифицируют справочники. Это относится к любой музыке, кстати.

Вадим:

Цитата (Driver Pete)
Сразу появляется иллюзия знания .
Но это словно таблица умножения из учебника. Репертуар клубов и хит-парады - это объективная информация.
Цитата (Driver Pete)
Я не употребляю кислоту. Для меня совмещение этих занятий (танцы и медитация) невозможно
При чём тут кислота ? Медитация и движение с древности совмещаются. От индейских танцев до суфи.
Цитата (Driver Pete)
И ковыряться в терминологии современного техно мне просто неинтересно.
Я и не предлагаю. Я только сказал что стиль не определяет качество. Клубная музыка в том числе.

Driver Pete:

Цитата (Вадим)
Но это словно таблица умножения из учебника. Репертуар клубов и хит-парады - это объективная информация.
Да, Бог с ними, Вадим. Что-то мы совсем не туда уже поехали.

Цитата (Вадим)
При чём тут кислота ?
Без кислоты я не могу представить подобное совмещение. И, по моим клубным наблюдениям, это - обязательный элемент клубных данс-медитаций. А я уж по-старинке. Уж как привык - брык на спину, свет выключу, глаза закрою и музычку включаю :). И в таком состоянии мне колбаса совсем не нужна. Она даже кажецца противоестественной :).

Цитата (Вадим)
Медитация и движение с древности совмещаются. От индейских танцев до суфи.
Я не древний индеец. Моя техника проста (см.выше).

Цитата (Вадим)
Я только сказал что стиль не определяет качество.
Конечно - нет.

Цитата (Вадим)
Клубная музыка в том числе.
Если это - стиль, то пусть так. Я говорил о конкретной музыке, которую слышал в питерских клубах. По моим оценкам это было скучно. Да и музыкой чаще всего назвать трудно. Именно - колбаса... Но я не считаю себя экспертом и вполне допускаю, что мне не везло с клубами и сетами... Чёрт с ними. Не о них вообще речь. Я уже давно объяснил, что подразумевал в своей ревюшке под словами "клубная колбаса" и дал пояснение - к чему вообще это было написанно.

Вадим:

'Isness' меня совершенно разочаровал. THE PAST SOUND OF SAN FRANCISCO.
'ISDN' хорош, но слишком машинократичен.
'Papua New Guinea' очень хороша. (Папа Римский - новая морская свинка Господа ? :) ).

Driver Pete:

Цитата (Вадим)
'Isness' меня совершенно разочаровал
Аналгично. Потому и написал

Цитата (Driver Pete)
судя по последующим их работам, ответит отрицательно
В смысле - не гении :)

Цитата (Вадим)
ISDN'
Примерно такого же мнения, хотя давно не слушал.

Lifeforms - слушал пару раз в не очень подходящей обстановке (в гостях, практически - фоном). Воздержусь от оценки. Хочу найти нормальный диск, пока безуспешно.

Red0510:

Цитата (Driver Pete)
Яппи
Просто добавь воды... (турум-турум-там). (с)

veretennikoff:

Офигенная музыка! Когда друг привез мне этот альбом из Лондона, я целый месяц потом в трансе ходил... :)

benedict:

У меня есть только один их альбом "Lifeforms" в сингловом варианте. Есть ещё и обычный, в двойном виде. Не знаю, почему у меня нет других, хотя, когда то были. Нужно, по возможности, восстановить.

benedict:

Последний не понравился, прям лаунж, какой то.  :niah:

Вадим:

Дело в том, что единственный оставшийся член ФСОЛа, поехал в Америку, стусовался с вокалистом группы THE CULT, и полностью погрузился в атмосферу Калифорнийской кислятины и результатом его хиппования стал альбом 'Isness'.

Red0510:

А кого я в Казани лицезрел?

benedict:

У меня сейчас есть ;  the Future Sounds of London - "Environmants" и Amorphous Androgynous - "The Peppermint Tree and the Seeds of Superconsciousness" .
И те и другие родственные проекты, не знаю как они там перетусовались, но родство очевидно. 

the Future Sounds of London - "Environmants"  как говорится : не вдохновил, ничего для себя, нового там не открыл. При чём, узнаётся фирменный стиль FSOL, но музыки я там не нашёл. Это больше какой то эмбиент -проект.

А вот альбом Amorphous Androgynous - "The Peppermint Tree and the Seeds of Superconsciousness"(замахаться  писать можно  :heap:, хорошо что есть функция копирования) -мне понравился, витиеватая, "подкислённая" музыка.- С хорошим таким сюрреализмом !

Driver Pete:

Давно было написано. С тех пор я сильно проникся Lifeforms, но Мёртвые Города продолжаю ставить выше (хотя и самую малость :)).

VVE:

Я рад. "Лайфформс" на мой взгляд эквинокс кислой психоделической музыки.
Апдейт : Пепперы начинают на альбоме Клауса Шульце "Х", и выигрывают.

VVE:

Я бы хотел еще порекомендовать EP "Lifeforms", это самостоятельное произведение на 40 минут, на тему титульной вещи. Совершенно фантастическое захватывающее произведение с поющей бабой, хлюпающими мумзиками и сноркель.

VVE:

Короче, не долго думая, закинул я в вертак эту вальдшнепистую камарилью (FSOL "Lifeforms" EP), благо у нас уже ночь, и можно ненавязчиво побродилен в лабиринтах сноркеля. Шноркеля.
Больше всего и ВСЕГДА меня радует примысловатое У-У-У ! в открывашке во вступлении.

В общем-то почти полгода я его не слышал, и сразу обратил внимание, что на этот раз очень мягкое, шелковистое звучание, мне всегда казалось, что обычно он более такой"рокешный", бомбастый... Ну в зависимости от настроения, время суток, звук конечно меняется.

Driver Pete:

EP пока не слышал. Хотя давно скачал. Но там как раз кач-во не очень, а в таком деле саунд важен на концептуальном уровне.

VVE:

Сейчас слушал "Lifeforms" на Bang & Olufsen, система из трех компонентов 1975 года выпуска.
Бедные дети, носящиеся со считалочками путуализма и докефонии, я надеюсь они когда-нибудь смогут услышать настоящюю революцию в музыке - революцию ЗВУКА, а не нот.
Классика это бедность звука, который они пытались компенсировать нагромождением нот.
Подобно "танцам об архитектуре", классические музыканты пытались выразить эмоции через ноты, выразить волну через частицы. Бедные несчастные дикари.

Вадим 2:

Нахрен. Чо толку чтото объяснять.

Вадим 2:

Я пришел к выводу что все эти скачки бесплезная трата времени.
Как можно по настоящему насладиться альбомом, зная что он не одобрен самим музыкантом.

Вадим 2:

Все, бай бай блюберд.

Гнус Быдляев:

Отличные мысли

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Music Counter