Оргия Праведников — Для тех, кто видит сны (2010)

добавил Конь_Бледный 23.02.2010 15:18

Писать рецензию на этот альбом меня сподвигло одно - я не могу больше молчать о том, насколько этот альбом прекрасен. Слушая его, я просто не могу поверить, что в этой жизни вообще оказалось возможным такое. Но это так. И оно достойно рассказа.

Об Оргии Праведников у меня мнение уже давно сложилось вполне определённое - это, безусловно, одна из лучших наших групп как по музыке, так и по текстам. К тому же Калугину присуще что-то такое, что во всём отечественном роке присуще только единицам - умение обратить внимание слушателя на свой духовный и человеческий опыт. А он, если вспоминать биографию Калугина, по-своему интересен и богат.
Поэтому каждой новой вещи от Оргии я уже третий год (а ровно столько я слушаю эту группу и сольные работы Калугина) я ждал и жду с содроганием. Не стал исключением и этот альбом - во многом, от него зависело то, не рассеется ли то Откровение, какое я расслышал в прежних работах - особенно в апокалиптическом "Уходящем солнце"... Если бы рассеялось - я бы, наверное, просто не представлял, что делать и как жить. Да и сама оргия давно ждала возможности и силы записать наконец такой альбом, какой им хотелось - предостаточно было от Калугина рассказов об их исполнительских и студийных мучениях, о том, как только ко второму альбому они научились играть - и только к третьему записываться.

Но - по порядку.

А открывается альбом двумя старенькими калугинскими песнями, давно знакомыми по его сольным акустикам - "Гимн" и "Школа мудрости". И уже начало это таково, что сомнений во всём остальном альбоме не оставляет никаких. Во всяком случае, у меня.

"Гимн". Ближайшее, что получается вспомнить и проассоциировать с этим альбомом -это только Бетховен, только его Девятая Симфония (к стыду моему, ОЧЕНЬ фрагментарно слышанная). "Камень гроба отвален, и нет Его здесь." - Иисус воскрес, а сама песня остаётся, наверное, самым прекрасным и СВЕТЛЫМ пятном альбома. Низвестно, чего в неё больше - Утренней Зари Ницше или Воскресения Христова, но факт остаётся фактом - открывающая песня звучит настоящей бомбой. Настоящим гимном.

За ней, в старенькой полувагантовской "Школе Мудрости", Калугин даёт волю одной из самых сильных своих сторон как творцу - самоиронии. Она никогда не мешала ему прежде, не мешает и тут. Тот (спойлер!) трагический катарсис, какой несёт в себе альбом, особенно прекрасен и особенно восторжен именно через "светофильтр" в виде развесёлой песни про бухло и прочие прекрасные асоциальные безобразия. Чудная и развесёлая песня - "барокко-панк", хрена ли, больно уж полифоничный не то панк, не то неизвестно что выходит. К тому же, перевёрнутая наизнанку в сравнении с акустической версией.

"The Catcher in the Rye" - третья песня на альбоме, и вот она-то и уводит нас от бурной радости прежних песен во что-то новое и неизведанное. Песня, оконченная музыкантами в день смерти Сэлинджера, песня ровно о том прекрасном ЛОХОВСТВЕ "ловца во ржи", его бессмысленности и непривычности к миру-пропасти. А ведь "совершенный Господь - просто маленький мальчик". И вот в этой помощи, в ловле детей так много ненужного сложившемуся миру вокруг, но настолько нужного каждой душе милосердия. Эта песня - тот уровень высоты и чистоты искусства, какой иной раз брали советские детсткие и юношеские фильмы. Не говоря уж о трубе, которая навеяна не то Крылатовым, не то Рыбниковым. И бежим мы, бежим к этому мальчику, дабы не упал он в эту пропасть. Добежим?

"Белое на белом" - она же "Художник Массов пишет свет" - о вполне конкретном пензенском художнике-наивисте с наивными же, но очень светлыми и красивыми картинами, в которых и правда есть что-то от стремления и силы запечатлеть Божественный Свет на презренном холсте. И одновременно - песня о столь безнадёжном в нашей стране деле как искусство (это же очевидно!). Верно потому столь светлая и трагичная.

"Путь во льдах". ДА!!! Это действительно ВЕРШИНА. Не побоюсь этого слова, одна из вершин отечественной рок-музыки вообще. Как по музыке, когда четыре аккорда в ре-миноре вдруг приобретают такую неожиданную силу, приукрашенные всё той же романтической, "рыбниковской" трубой, так и по тексту. По тексту о вечном, невозможном, трагическом, но столь необходимом каждой сильной личности Пути во Льдах, пути самосовершенствования, самоосознания в этом мире, в этом столь стремящемся сравнять нас в одну серую массу (ладно если серую, а не просто в дерьмо) бытии, какое мы сами насоздавали. И эта песня с её ницшеанским пафосом, с тем пафосом, какой у какой-нибудь Арии выходит глупостью и бездарностью, а у Оргии выходит вершиной, равной античной трагедии, Оптимистической трагедии нашей русской Голгофы - Гражданской войны и общемировой, миросоздававшей трагедии обеих мировых войн в XX веке. Нет, положительно не могу я перечислить всех своих эмоций от этой песни, столь много их она вызываетю И все - эмоции Катарсиса. Ни одна русская группа до сих пор в своём творчестве не приблизилась к нему настолько. "Нет иного рассвета, чем в нас" - как это верно! Как верно и как точно! Эта песня могла бы быть самым настоящим гимном любого человека, идущего по подобному пути, вне зависимости от его духовной практики. Это путь самосовершенствования - "Вечный путь от сердца к Солнцу".

"Дорога Ворона" - о том же. О пути "На север по прямой". Теперь с мрачной и мистической стороны - верной спутницы оптимистической трагедии, воспетой в "Пути во льдах". Мрачная песня-перекличка со старым "Восхождением Чёрной Луны", на том же уровне трагедии, но на совсем другом уровне записи и игры.

"По тонкому льду". Равный и сложный ритм у одной из самых сильных и сложных баллад Оргии. Баллады о тех, кого нет. О тех, кто больше не с нами. Песня о вполне конкретной реке, о Стиксе, за которым же давным давно. Всё же, что ни песня на альбоме - то вершина, вершина трагичности и правильного трагического пафоса, пафоса как накала эмоций. За всю прошлую жизнь русский рок такой пафос создавал, конечно - был он и у Летова, и у Башлачёва, и у Шевчука, и у Чернецкого, но та таком уровне записи и аранжировок.

"Огонь и Я (Phoenix)", "Скименъ" и "Вперёд и вверх (для тех, кто видит сны)" Должен откровенно признать, что последние три песни на альбоме, песни великолепные и прорывные, утверждающие собой то, что "крепка яко смерть любы" в какой-то степени "тонут" в тех эмоциях, какие овладели мной на первых песнях альбома. Так что подробных чувство они у меня пока так и не смогли вызвать ни разу. Но... альбом вышел всего три дня назад, так что успею, наверное ещё подробнее прочувствовать их.

Вердикт же таков. В лице этой пластинки лично для меня русская рок-сцена доказала хоть какую, но состоятельность. Пока на нашей сцене есть хотя бы Оргия Праведников - что-то хорошее можно ещё ждать. Как в плане искусства, так и в плане жизни, видимо. И даже хорошо, что тут нет десятиминутных эпосов, какими группа радовала на прежних альбомах - время медитаций прошло. Сейчас срок лапидарным и ясным манифестам. Манифестам борьбы и сопротивления. Духовного. Личного сопротивления окружающему злу. Говорить о том, какое оно, бессмысленно - оно у каждого своё.
Высший балл.
10 из 10.
Альбом года однозначно.

Комментарии

rusty_angel:

Конь_Бледный, а поделиться альбомом со слоном? :) А то я что-то до сих пор только превью от ОП и слышал.

rusty_angel:

Да, и картинку на photo.rock.ru запихни.

Конь_Бледный:

Щас всё сделаем)

Конь_Бледный:
Metalex:

Ну. что сказать?...
Послушал.
Очень понравилось. Как, впрочем и всё прежнее от ОП.
Возвышенный, в меру помпезный стиль с нео-медивалом, симфоничностью и умными текстами-стихами. Что немаловажно.
Последние три телеги, действительно, слегка "смялись" под весом всего альбома.

Конь_Бледный:

Я его даже боюсь особенно часто слушать - не дай бог замылю впечатления.

rusty_angel:

Цитата (Конь_Бледный)
как по лирике, так и по текстам.
Опечатка, как я понимаю?

Профессор прога:

Не понравилась абсолютно группа, лубок какой то типа Azazello

Конь_Бледный:

Цитата (rusty_angel)
Цитата (Конь_Бледный)
как по лирике, так и по текстам.
Опечатка, как я понимаю?
Да, щас поправлю

rusty_angel:

http://rock.ru/reviews/481.html

Конь_Бледный:

rusty_angel, польщён :oops:

Enemy:

Да! Очень хорошо.
До этого был знаком с группой всего по двум песням - "Абракас" и "Это не жизнь".

Grisha_Rock:

Раскарсили. Но не скрываю, что альбом мне понравился и уже в пятницу, 5-го марта я послушаю его вживую. Из песен наибольшее впечатление произвели: Гимн, The Catcher in the Rye, Скименъ.
Одно мне скажите, чтобы я успокоился: группа принципиально не играет гитарные соло?

Конь_Бледный:

Grisha_Rock, см. официальную биографию на сайте:

Цитата
Окраинная шпана (а Алексей Николаевич взрастал в «Отвратном», как он сам его называет. Это по серой ветке вверх до упора. Бр-р-р-р!!!) терпеть не может «вы*бонистых» – вот и попробуйте заставить Леху сыграть «запильное» соло! Леха явно считает, что это как-то не по-мужски.

«Не люблю я их», – говорит он о прилизанных, напомаженных «гитарастах», исполняющих «хеппи-метал». Но (открою секрет) втайне им завидует, как завидует строгинский ПТУшник богатенькому «центровому», приехавшему на папиной новенькой «Тойоте» в Строгино – повиндсерфингить. С тем большим презрением строгинец плюнет на капот этой «Тойоты», ежели будет проходить мимо. Правда, в последнее время у группы появилась надежда, что Леха отделит наконец зерна от плевел в этой теме, и изобретет новый вид запила – Запил Осмысленный. Посмотрим.

Alex - The Rocker:

Я вообще не понимаю, как можно называть музыкой то, где даже нет гитарных соло.  :heap:

Grisha_Rock:

Конь_Бледный, ну раз принципиально, тогда относительно прощаемо. Но первое, что я подумал после прослушивания, почему у такой неординарой музыки нет логического продолжения в виде соло? По-моему, это главный и, возможно, единственный минус альбома. Вот...

Конь_Бледный:

Master of Reality, риффы, подклады, ритм и прочее - ВСЁ важнее соло. А наяривать можно и свой меч, если скорость нужна.

по мне так лучше законченная и сильная вещь без соло, чем хренпойми что с соляками. У Оргии на этот счёт всё хорошо - их песни абсолютно цельны и закончены, пусть и без соляков. Как сказал Эдмунд Шклярский в своё время - "Соло играется не тогда, когда человек умеет играть на гитаре, а тогда, когда человеку нужно что-то сказать такое, что он уже не совсем в состоянии выразить словами".

К тому же гитара предназначена может быть не только для соло.

veretennikoff:

Цитата (Master of Reality)
Я вообще не понимаю, как можно называть музыкой то, где даже нет гитарных соло. :heap:
St.Anger?

Alex - The Rocker:

Металлика умерла 27 сентября 1986 года.

veretennikoff:

Цитата (Master of Reality)
Металлика умерла 27 сентября 1986 года.
А ты, суровый!

Конь_Бледный:

Да вы там уже замучили.
А вот у Римского-Корсакова гитарных соло тоже кстати нет :so: или Рахманинова

veretennikoff:

Созвучие с названием последнего опуса ГО случайно ли?

Конь_Бледный:

Насколько помню, нет. Сам Калугин говорил, что альбом навеян одновременно альбомами: "Для тех, кто свалился с луны" и "Зачем снятся сны". В буклете даже цитата из "Синяния" летовского есть.

veretennikoff:

хорошая рецензия на сабжевый альбом - http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/10/855/73.html

Конь_Бледный:

Да, хорошая.

Lightrider:

Ну, по поводу соло, надо сказать, что в моей самой любимой песне группы, "Ночь Защиты" присутствует совершенно неописуемый, улетный гилморианский соляк.

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Music Counter