Neil Young "Living with War" (2006)

добавил Driver Pete 04.10.2006 17:49

Когда выходит новый альбом Янга, никогда не знаешь в какую из красок своей богатой музыкально-стилевой палитры маэстро окунёт кисть, и в этом есть некая интрига.
Но в случае с данным альбомом всё становится ясно уже после прочтения его названия - для житья-бытья в военное время мало подойдут фолковые акварели сонграйтерских пасторалей, которые так полюбились всем со времён нетленных After the Goldrush и Harvest и которые он использовал в написании своего предыдущего автобиографично-исповедального Prairie Wind. Неуместны здесь будут и электронные экзерцисы времён Trans и Landing on Water или миролюбиво-благостное кантри по типу American Stars 'N Bars и Old Ways. Для такой болезненной темы нужны краски погуще и мазки порезче, экспрессионизм прото-гранжа его эпохальных Freedom и Ragged Glory подойдёт в самый раз.
Въедливый, как зубная боль, гитарный нойз, простой и чёткий ритм, грязновато-анархичный саунд - это то, что требуется для языка плаката, к которому прибегнул старина Янг (сорри, за невольный оксюморон *1), в очередной раз "приравнявший перо к штыку". Как старый конь-вояка, почуяв в современной ситуации зов боевой трубы, Янг начинает "Войну против войны" и против политики нынешней администрации, которую не принимает всеим фибрами старого хиппи - пацифиста, закалённого ещё в анти-военных баталиях времён войны во Вьетнаме. Янг знает меру ответственности, которую он несёт, как человек, к которому прислушивается нация, чьему моральному авторитету доверяет. Отмалчиваться он больше не смог, этот альбом - конкретный и прямой ответ на вопрос: "с кем Вы, мистер Янг?" Ответ, записанный в студии за 9 дней (феноменальная скорость по нынешним меркам, тем более для такого мэтра), не оставляет места для двояких толкований. Янг с теми, кто против Буша.
Однако, пора и о самой музыке поговорить.
Музыка проста, как и положено агитпропу *2, доходчива, как "Окна РОСТА" *3: дребезг, сирено-подобное завывание и бескомпромиссное лидерство гитарных атак, гулкий строевой топот ритм-секции, "мегафонный" вокал уличного оратора, который в ударных местах дисциплинированно подхватывает хор "соратников по борьбе", средний темп революциооного марша. Никаких изысков в аранжировках, никаких послаблений нашим ушам (только в предпоследнем треке Roger and Out Янг изменит темп и настроение, чтобы перейти к торжественному финалу) -  "ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперёд и только вместе!".
Песни альбома почти сливаются в одну концептуальную гранжевую композицию. На этом фоне явно выделяется лучшая, в музыкальном плане, песня альбома - Shock and Awe, в ней неожиданно появляется лирический голос трубы (Tommy Bray), подчёркивающей (не жирной, но уверенной чертой) мелодические достоинства композиции, которые без неё утонули бы в гитарном грохоте. Больше такого лирического послабления Янг ни в одной песен себе не позволил почти до самого конца (о финале - отдельно), боевой строй не нарушил и курсу не изменил. Труба, правда, появится ещё раз, но это будет уже труба, играющая сигнал тревоги в начале програмного заявления Let's Impeach the President (Янг по воробьям из пушек не стреляет!), эта песня - смысловой центр, злободневный лозунг и логичный вывод из всего альбома. Никаких тебе эзоповых иносказаний, простое и ясное пролетарское "Долой!"
Этим альбомом Янг присоединился к протестующим голосам Джексона Брауна, Брюса Спрингстина и некоторых других художников, но никто из них пока не записал ничего подобного, предпочитая записи альбомов публичные выступления. Не сомневаюсь, что подобных голосов будет всё больше и больше. Характерно, что в песне Flags of Freedom Янг обращается к слушателям фразой: "Послушайте, что Боб Дилан пел в 1963м году!". Песня эта - мелодический, если не близнец, то уж точно - родная сестра дилановской "Chimes of Freedom", и в ней есть несколько прямых и косвенных цитат из других текстов Дилана. Как мне кажется, этой песней Янг не просто обращается к авторитету национальной ценности, каковой давно уже являются ранние дилановские песни протеста, но и пытается завербовать в "анти-бушевскую коалицию" своего старого друга - Дилана, который, как известно, давно объявил, что "не пишет больше политических песен". По мнению Янга - не те времена нынче настали для Америки, чтобы продолжать жить в "башне из слоновой кости", предаваясь экзистенциальным ковыряниям в закоулках подсознания... Не сомневаюсь, что Дилан услышал. Сомневаюсь, что Дилан ответит.
Из несомненных музыкальных удач отметил бы ещё песню Lookin' for a Leader, хороша и титульная Living with War. Пожалуй, ни одну песню с последнего диска Нила Янга я не назвал бы явно неудачной. Альбом крепок и суров, как кулак морского пехотинца.
Отдельный разговор о финале - после медленного привала в конце этого грохочущего марш-броска (Roger and Out) следует торжественный хорал (или госпел? впрочем - это практически одно и тоже) America the Beautiful. Кого-то такой финал, наверняка, может покоробить своим нарочитым патриотическим пафосом, но для американского менталитета он совершенно необходим. Эта песня в конце альбома, как патентованное лекарство от комплекса национальной неполноценности. Янг всего-лишь подчёркивает: "я люблю Америку и верю в её демократию, мы преодолеем этот кризис и пойдём дальше... Америка и Белый Дом - это ни одно и тоже."
 На европейцев подобные "пилюли" давно не действуют, к сожалению, а в России и вовсе давно стало национальным спортом публичное самооплёвывание. И здесь американцам можно лишь позавидовать: их вера в свою страну по-юношески навина и крепка. И замечательная песня "Америка прекрасна", написанная юной преподавательницей колледжа Катрин Ли Бейтс *4 (англичанкой, между прочим) уже 100 с лишним лет укрепляет Америку в этой вере. Янг использовал её вполне логично, её Американцы любят больше, чем национальный гимн (который, видимо, остался на стороне Буша, цитату из The Star Spangled Banner можно услышать в титульной песне).
В заключении хочу сказать, что увлёкшись политическим занчением альбома, я мало говорил о музыке, но уверен, что Янг бы на это не обиделся. Музыка этого альбома наверняка переживёт администрацию Буша, и не только её. Это, несомненно, - один из лучших альбомов Янга за всю его 40летнюю карьеру. Уже через пару лет его буду считать классикой американской рок-музыки и оценка будет вполне заслуженной. Living with War - пример блестяще оформленного протеста, я не нашёл в нём никаких изъянов.

ОЦЕНКА: 7 / 10

ПРИМЕЧАНИЯ:

*1 - оксюморон
 - "оксюморон (греч. oxymoron, буквально - остроумно-глупое), стилистический приём, сочетание слов с противоположным значением, образующее новое смысловое целое, например "грустная радость" (С. А. Есенин)." ...  в моём тексте оксюмороном является "старина Янг" :).

*2 - агитпроп
- агитационная пропаганда.

*3 - Окна РОСТА
  - агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 1919-22 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета. В их создании активное участие принимал В.В. Маяковский.

*4 - Катарина Ли Бейтс
 - Katharine Lee Bates - автор текста песни America the Beutiful.

Комментарии

rob_roy:

Вам это может быть интересно :)
http://www.rock.ru/forum/index.php?topic=6772

Driver Pete:

rob_roy,
благодарю за ссылку :)... особенно интересно было почитать другие рецензии на русскоязычном сайте Янга. А книгу увижу - куплю.

rob_roy:

Не факт, что вы ее увидите в магазинах, она в основном через сайт продается.
А вам - спасибо за большую и подробную рецензию.

Driver Pete:

Цитата (rob_roy)
Не факт, что вы ее увидите в магазинах, она в основном через сайт продается.
значит не судьба :).

rob_roy:

Цитата
значит не судьба
Никогда не теряйте надежды! :so:

Driver Pete:

Цитата (rob_roy)
значит не судьба
Никогда не теряйте надежды!

Терять надежду не стал и упомянутую книгу мне подарили на д.р. :)

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Music Counter