Rush — Grace Under Pressure (1984)

добавил Lightrider 14.11.2010 21:31

Обложка альбома Rush — Grace Under Pressure

Канадское трио Rush – одно из главных событий, произошедших с рок-музыкой за все время ее существования. Как бы не была огорчающе низка их популярность в нашей стране, достаточно посмотреть, какие стадионы собирает группа даже в нынешнее время, когда возраст музыкантов уже подкрался к характеристике «пенсионный» (что, впрочем, не должно обманывать – даже в эти годы Гедди Ли, Алекс Лайфсон и Нил Пирт выглядят бодро и молодо), и тогда напрочь отпадает вопрос о том, почему же их можно охарактеризовать именно так, как я это сделал. Группа заслуживает огромного уважения по множеству причин, и прежде всего потому, что все альбомы, что они выпустили – продукт высшего музыкального качества, желания подарить миру нечто всегда новое, всегда революционное, и, что особо важно, искреннего музыкального мышления в пространстве, насыщенном драйвом и энергией. Играя втроем, они звучат как целый оркестр, настолько плотно наполняет окружающие измерения каждый музыкант звуками своей души. Более чем три десятка лет посещая студии и колеся по миру одним и тем же составом, они поставили рядом с именем своей группы знак истинного качества, Rush почитаемы множеством уже знаменитых групп и открывают новые горизонты еще идущим к своим вершинам. Rush – это рок, и рок – это Rush, в каком бы одеянии он ни являлся с их музыкой, ибо драйв всегда был и есть их самая суть.

Rush последовательно показывали свое видение того или иного поджанра, с почти математической точностью двойными выстрелами выпуская сначала типично хард-роковые Rush и Fly By Night, затем усложненные, но по-прежнему наполненные духом Led Zeppelin и их собратьев Caress Of Steel и 2112, подбавив симфо-проговую составляющую на A Farewell To Kings и Hemispheres и выйдя на первую космическую с Permanent Waves и Moving Pictures, отбросив ступень громоздкости форм и сменив тематику текстов с тяжело укладывающейся в песни фантастики на самые близкие современному человеку проблемы. На альбоме Signals группа пошла еще дальше и выделила легкую фракцию своего саунда, отдавшись «новой волне» и заполнив уже все музыкальное пространство синтезаторами, раньше появлявшимися лишь эпизодически. Десятый альбом группы, изящно именованный «Grace Under Pressure» и не менее воздушный, чем его предшественник, разверз небеса и обрушил на слушателя все лучшее, что было в звуковом арсенале у трио, через призму взгляда музыкантов на мир образца 1984 года.

Отдельного внимания заслуживает текстовая компонента Grace Under Pressure, самая острая и жгучая из всех поэтических работ Нила Пирта. Красной линией проходит через весь альбом тема войны, разрухи, страха – угроза Третьей мировой в 1984-м году по-прежнему витала в воздухе и оставалась одной из насущных проблем всего цивилизованного мира. «Тревога!» - раздается в Distant Early Warning, так же, как спустя пять лет трио снова вспомнит об этом в песне Red Tide. Пирт обрисовывает скорбь по ушедшему близкому человеку в Afterimage, бесчеловечные картины концлагерей в Red Sector A, ставит каверзные вопросы в Enemy Within:

Is it movement or is it action?
Is it contact or just reaction?
Revolution, or just resistance?
Is it living, or just existence?

Механизация и «обездушивание» общества в Body Electric, смешок с некоторой истеринкой над собственным животным страхом перед непонятной и потому пугающей «империей зла» в Red Lenses и квинтэссенция всех этих не самых радостных размышлений в Between The Wheels, где показана немилосердность «колес времени» ко всем песчинкам, коими для них являются человеческие судьбы. «Что чувствует кролик, попадающий под твои колеса? То же чувствуешь и ты, оказавшись в колесах времени».

You can go from boom to bust, from dreams to a bowl of dust
We can fall from rockets’ red glare down to “Brother, can you spare?”
Another war, another wasteland, and another… lost generation

С другой стороны, музыка Rush с начала их существования и по сей день являет собой образец жизненной силы, и даже при всем драматизме текстов она не способна создать какую-то тяжесть на душе, напротив, вопреки всему, что сказано выше, Grace Under Pressure – энергоемкая пластинка, содержащая в своих музыкальных ячейках море положительного заряда, и как любая бомба, опасна, если с ней неумело обращаться. Звучание альбома заслуживает больших похвал от всех, кому не чужд «волновой» саунд 80-х, наверное, это одна из лучших работ со звуком в этих пространствах, в чем заслуга не только музыкантов (Алекс Лайфсон сделал звук своей гитары в равной степени и роковым, и квантовым, соединив лед и пламень в каждом летучем аккорде, оставляющем реверсивный след на бескрайних просторах релеевского рассеяния), но и Питера Хендерсона, ответственного именно за итоговый саунд. Расписывать мастерство владения своими инструментами троицы канадских волшебников и вовсе нет смысла, потому что оно априори находится на запредельных высотах. Другое дело – композиторский талант, сливающийся с абсолютной слаженностью организма Rush, дыхание и пульс которого резонансом отзываются в клетках мозга слушателя, созидающий все более совершенные формы музыкальной истины и открывший новое чудо по имени Grace Under Pressure.

Первые две песни, пожалуй, одни из самых лучших вообще в творчестве Rush: Distant Early Warning с её потусторонне-океаническим полотном, которое бурными волнами бушует во всплесках гитары, расходится в сущую стихию к своему финалу, и следующая за ней парящая Afterimage, только поднимающая планку восторга, который можно испытать от услышанного. Я не могу сказать, что альбом безупречен от начала до конца и является цельным драгоценным камнем неземной красоты. Как раз наоборот, эта работа контрастна, и на ней присутствуют как беспроигрышные, так и на любителя фрагменты.  Прелесть новой, «волновой» ипостаси Rush и состояла в том, что они стали раздвигать прежние рамки и пробовать разные стили и оттенки в своих песнях (именно песнях – от в какой-либо степени длинных сюит группа отказалась уже на Signals и поныне к ним возвращаться, видимо, не планирует), но свои стопроцентные хиты Rush по уже сложившейся традиции поставили во главу пластинки, и вновь не прогадали – они с лихвой накрывают шквалом своих квантовых частиц любые недостатки, которые может найти тот или иной специфичный в своем восприятии меломан. (Я лично не могу поставить в один ряд с большей частью пластинки Kid Gloves и Red Lenses, но и они по-своему прелестны). В любом случае, финал диска вновь бесподобен: Between The Wheels – еще один великолепный образец прекрасного единения рокового драйва, волновой воздушности и незабываемой мелодичности Rush, которое они явили миру в своем десятом альбоме, открыв новые границы для себя и последователей.

Комментарии

@Дмитрий@:

К сожалению, не могу пока оценить рецензию - не прочитал :oops:
Голосую за первые четыре песни, очень их люблю, а вот вторую половину значительно меньше.

Профессор прога:

Сходу 4 не назову. Afterimage и Red Sector A точно, а остальные 2 надо подумать и выбрать из 1, 5 и 8

Algin:

Distant Early Warning была в принципе одной из первых роковых вещей, которые я вообще когда либо услышал. Было это в далёком 1985 году.
Только в Distant Early Warning поется не просто тревога - "Alert" , а Red Alert - красная тревога (Красная опасность!) , из за чего (и вроде как из за клипа на песню- кстати, очень замечательный),  группа быстренько попала в разряд т.н. "запрещенных" групп. 

Heavy Metal Maniac:

The Enemy Within
The Body Electric
Red Lenses
Between The Wheels

Alex - The Rocker:

Distant Early Warning
Afterimage
Red Sector A
The Body Electric

Eugen:

Неимоверно красивая работа, не лишенная драйва. Любимая среди альбомов Раш 80-х годов.

Distant Early Warning
Afterimage
The Body Electric
Between The Wheels

lightrider_gm:

Afterimage как была, так и остается самой любимой вещью Rush с тех пор как ее услышал. Фантастическая атмосфера.

I walk alone:

Очень красивый альбом, и переслушавши проголосую так.:

afterimage
red sector a
distant early warning
the body electric

Eugen:

Цитата (Celestial Voyager)
Afterimage как была, так и остается самой любимой вещью Rush с тех пор как ее услышал. Фантастическая атмосфера.
у меня это одна из любимейших песен 80-х годов.

lightrider_gm:

Цитата (Eugen)
у меня это одна из любимейших песен 80-х годов.
Ну, у меня тоже самое, в общем-то. Можно даже просто сказать - "одна из любимейших песен". В мой топ-10 точно войдет.

Crescendo:

У тебя классный стиль, Гриша. Любое издание, к тематике которого тебя бы тянуло, было бы счастливо такому автору.

rusty_angel:

Странно, что это не было опубликовано на сайте. Исправил оплошность.

Что касается самого альбома, оказалось, что он — единственный, который я не слышал, буду исправляться, спасибо. Кстати, Body Electric — это не на Брэдбери ссылка?

Lightrider:

Нет, это у Уолта Уитмена было стихотворение "I Sing The Body Electric", после которого многие цитировали это название, из музыкантов вспоминаются Weather Report с одноименным альбомом 1971 года.

rusty_angel:

И у Брэдбери был рассказ с таким название. Вот про первоисточник я не знал.

bov1:

Для меня это невероятый альбом, сказочный. С этой музыкой ассоциируется моё дество.

VVE:

Обожаю альбум

VVE:

All that we can do is just survive... имхо лучшая песня на альбоме, очень человечная и пронзительная,
альбом имхо имеет металлическую футуристичную окраску, он почему-то напоминает мне еще "Сомвере Ин Тайм".

VVE:

Внутри альбома на вкладке черно-белая фотография птичьего яйца, которое держат металлические тиски. Картинка нам показывает хрупкость жизни, стоит разжать чуть-чуть тиски и яйцо упадет и разобьется, стоит чуть-чуть сильнее надавить тиски и яйцо треснет.
Имхо вот оно настоящее изображение "грейс андер прешер", то есть "чудо под давлением".
Я так понимаю тиски это символ интеллекта, а яйцо это символ жизни, душа.
То есть надо быть осторожным с интеллектом и следовательно с производным от него - техникой, наукой, чтобы жизнь могла дальше благодатно развиваться, и без интеллекта тоже невозможно - он подобно металлическим тискам надежно держит жизнь-яйцо в балансе, в мире.

VVE:

Киса:

Вася, как это ты пишешь, когда у тебя рид-онли?)

Вадим 2:

Ops

ole-the-first:

В сущности, альбом этот для меня выезжает только на очень крутых The Body Electric и Red Sector A. Остальное проходит мимо.

Впрочем, оно и то лучше унылых последующих альбомов Rush вплоть до 93 года, когда они вновь будут в форме и выдадут увлекательный целиком Counterparts.

Lightrider:

Ну-ну. По-моему, Power Windows - венец дискографии.

ole-the-first:

Power Windows вообще самый пресный за 80-е, как по мне. Ни одной мелодии оттуда не вспомню, хотя старался вслушаться в него.

Hold Your Fire хоть и попсов, но там есть за что уху зацепиться, а Presto, при всём моём неоднозначном отношении к альбому, может порадовать меня The Pass — одной из любимейших песен в дискографии группы.

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Music Counter