1991-й год был для металла одной из точек рассвета и одновременно годом начала большого кризиса, что символизировал выход двух альбомов - одноимённой Металики и в противовес одного из самых удачных альбомов гранжа Нирвановского Nevermind, выведшего гранж на уровень мэйнстрима...
К счасть Metal Church были довольно далеки от условностей шоу бизнесса в силу ограниченной известности и верности слушателей, которые как правило не очень то были подвержены влиянию музыкальной моды. Можно даже сказать что Церковь в 91-м году была полна энергии и замечательных идей, которые и воплотились в блестящей работе The Human Factor.
Это была вторая работа с вокалистом Майком Хоу, который заменил Дэйвида Уэйна. Первый альбом с Хоу - Blessing In Disguise - интересен, хотя стопроцентной удачей назвать его лично я не могу. Нормальный крепкий альбом, есть и высший материал, есть и серенький. Лично мне не очень нравится качевство записи этого альбома.
Но однозначно - Майк на нём распелся, влился в группу и появились намётки нового стилистического вектора для МЧ - с сохранением мощнейщего драйва, энергетики, агрессии и тяжести появился крен в сторону мелодизма, который отнюдь не был слащавым и коньюктурным. К слову сказать ни на одном из альбомов с Майком Хоу главный Пастырь Церкви Курт Вандерхофф не участвовал как гитарист. Писал материал, активно учавствовал в записи, сведении, в продюсировании в общем, но гитару терзал Джон Маршалл, отличный технарь великолепно, на мой взгляд воплотивший идеи Курта. Ещё одним гитаристом был бессменный Крэйг Уэллс, и без изменений осталась ритм секция с басистом Дюком Эриксоном и драммером Кирком Эррингтоном.
В написании материала для Human Factor поучавствовала вся команда, хотя основными авторами были конечно же Курт и Майк:
Хочется отметить лирику на Human Factor, ещё более злую, едкую и саркастичную, нежели на предыдущих альбома. Как пример - металлический блюз Agent Green, об огромной и подлой роли спецслужб в жизни нашего мира:
"...I'll take the money from Mother Russia or Uncle Sam..."
Открывается альбом настоящей бомбой Human Factor, с почти что трэшевым риффом и ярким мелодическим рисунком... Впрочем на этом альбоме что ни песня, то бомба. Прям как боеготовый бомболюк В-52. Музыкальный материал безупречен - жёсткий и тяжёлый хэви металл и не без блюзовых и джазовых рисунков, как например в Date With Poverty, In Mourning и уже упомянутой Agent Green. Лично мне очень нравится сделанная с явным влиянием Джудас Прист начала 80-х The Final Word - один из образцов мелодики в хэви металл...
Вообще весь материал альбома ровный и трудно выделить, что лучше, что хуже. Альбом очень цельный.
Я считаю этот альбом одной из лучших работ в стиле хэви металл за всё время сущевствования данного жанра и для меня это один из лучших альбомов рок музыки вообще. Возможно я субъективен, но сие есть моё мнение и врядли кто то сможет меня убедить в обратном.
Оценка: 9.5/10
Альбом великолепен, но особо хотелось бы отметить песню In Harm's Way - любовь на века.