01. Rusty Cage
02. Outshined
03. Slaves & Bulldozers
04. Jesus Christ Pose
05. Face Pollution
06. Somewhere
07. Searching With My Good Eye Closed
08. Room a Thousand Years Wide
09. Mind Riot
10. Drawing Flies
11. Holy Water
12. New Damage
Сиэтл — особенный город и странный город. Слишком мрачный для яркой Америки, эдакий противовес солнечному и безбашенному Лос-Анжелесу… Сиэтл… Одна из столиц цифрового мира, база кофеинового картеля Старбакс, один из самых дождливых городов США, в котором Спэйс Нидл дырявит серое небо, как игла шприца дырявит серую кожу старого героинщика. Над Сиэтлом витает холодный тихоокеанский ветер и дух Джими Хендрикса, пропитывая собой каменные джунгли сити и улочки жилых кварталов. Город, для которого рок неизбежен.
У группы Soundgarden нет слабых альбомов. Дискография, правда, не очень обширная, но каждый альбом хорош по-своему, со своим собственным лицом и настроением. Но вот лично для меня Badmotorfinger стоит особняком и является самым любимым альбомом группы. Именно в нём есть дух того Сиэтла, который я попробовал описать в двух словах, именно в нём дух возрождения рока 70-х — плотного, мощного, умного, рвущего риффами атмосферу, электризующего её до предела…
Soundgarden новичками на момент выпуска Badmotorfinger не были. За плечами были неплохая Ultramega OK (пластинка, из-за которой группу сразу заметили) и ещё более крепкий альбом Louder Than Love. Перед записью Badmotorfinger в группе поменялся бас-гитарист: вместо Хиро Ямамото в группу пришёл Бен Шепперд (родившийся по иронии судьбы на исторической родине Хиро, на американской базе ВМС Окинава).
Альбом сильно отличается от своих предшественников в первую очередь тяжестью, порой даже металличностью, и глубочайшей депрессивностью со взрывами абстинентной истерии. Если на предыдущих альбомах кое-где сквозило фанком — на Badmotorfinger он полностью отсутствует. Не до фанка. Сиэтл.
Вся лирика альбома написана Крисом Корнеллом, он же автор и соавтор музыки многих песен. Вообще поразительно, но в соавторстве на этом альбоме написаны только три песни, остальные принадлежат перу каждого из участников, даже у Шеперда, новичка в группе - две песни. При всей этой авторской чехарде альбом получился удивительно цельным, как будто от корочки до корочки написан одной рукой…
«I'm gonna break my rusty cage and run» — главная фраза песни, открывающей альбом, динамичный тяжёлый рок, с плавающим гитарным риффом Кима Тайила (его работу на этом альбоме я могу назвать гениальной). Rusty Cage — просто идеальная открывашка задающая настроение и нерв всему альбому…
Идущая следом Outshined плющит массивным cаббатоподобным риффом, гулкой ритм секцией и контрасно высоким и резким вокалом Корнелла. «Я ищу Калифорнию и чувствую Минессоту» — ещё одна фраза достойная стать эпиграфом альбома, отлично передающая его настроение, его депрессивность (Минессота — самый холодный штат США, «холодильник нации»). Снова великолепная Кимова игра и в риффе, и в небольшом соло…
Slaves & Bulldozers — великолепный психоделик-блюз-рок, одна из самых опиатных песен альбома. Соло-рифф в ней просто завораживает… И вокал Корнелла…
Jesus Christ Pose — это просто ломка. Тяжёлая героиновая ломка, воплощённая в музыке. Трудно найти что-то более истеричное, честное и болезненное… Корнелл в этой песне Король. Никого невозможно представить на его месте. Песня невероятно колючая, это чуть ли ни кожей чувствуется. Завывания Кимовой гитары, вопли Криса под бешенный пульс ритм секции…
Примерно в таком же ключе сделана и следующая песня — Face Pollution, как бы Withdrawals, Part II. Но уже чувствуется какое то ли облегчение, то ли просто потеря сил..
Somewhere для меня некая условная кода первой части альбома (почему-то он изначально был для меня разделён на две самостоятельные части, не знаю почему. Виниловая версия альбома кстати тут совершенно не при чём). Somewhere пронизана Цеппелиновским влиянием (впрочем влиянием Блэк Саббат и Лед Зеппелин наполнен весь альбом: Саббатообразные риффы, Крис Корнелл местами напоминающий молодого Планта, эдакая блюз-роковость...)
Как раз уместно о Саббат в контексте следующей песни Searching with My Good Eye Closed - напоминает Саббатовские эксперименты с психоделом времён Sabbath Bloody Sabbath и Sabotage. Room a Thousand Years Wide - вновь тяжёлая моторная игра Кима, чем-то напоминающая его игру в Outshined, фоновые завывания соло гитары, в основном на удивление спокойный и размеренный вокал Корнелла со срывом в крик, пожалуй, только в припеве и коде песни.
Mind Riot - ещё один замечательный блюз роковый экс с сильным влиянием фолка, по стилистике скорее всего навеянное чем-то из Цеппелиновской тройки.
Drawing Flies — именно так в Сиэтле должно звучать буги — мощно, с привкусом индустриальности. Всхлипывания саксофона, пульсирующий ритм, безумный драйв большого города.
Holy Water — одна из любимейших вещей с этого альбома. Вокал Криса и мелодика припева это нечто… А какое коротенькое соло Кима после припева! Сама вещь достаточно медленна, тяжела, упруга… Красотищща…
New Damage — блюз-роковая кода альбома, безупречная кода, подчёркивающая весь кайф этой пластинки, которая для меня олицетворяет тот город, в котором она создана (хоть она и писалась в совершенно разных студиях, в том числе и в Калифорнии, но Сиэтл — родина этой музыки).
Трудно попесенно описывать альбом. Каждая песня вызывает какие-то свои, особые эмоции и наверное это очень индивидуально. То, что чувствую я, возможно не чувствует кто-то другой, хотя возможно любит эту пластинку не меньше меня, просто эмоции она у него вызывает несколько иные. Но я по крайней мере попробовал, отдал дань одному из самых любимых альбомов в рок музыке…
Я снова не ставлю ему оценку. Я просто не могу. Рука не поднимается. С уважением, ваш Фантом.
Хорошо написано, очень хорошо.
Требую рецу на Superunkown. Или Фантомыч его не так сильно любит?)
L.D., люблю, поменее Бэдмотора, но тоже горячо. :) Мож и напишу когда нить. :)
Когда впервые услышал Badmotorfinger надолго запал на Soundgarden, тогда еще как-раз мода была на так называемую альтернативу. Прочитал рецу и опять захотелось переслушать.
vigour, это хорошо, сам вчера слушал. :)